Медицинская реабилитация детей — базовые подходы

Медицинская реабилитация детей имеет ряд особенностей как с медицинской, так и с педагогической точки зрения. При разработке мер по реабилитации или восстановления ребенка после болезни необходимо учитывать не только саму причину в виде болезни или травмы.

Самое главное — это учитывать что в отличии от организма взрослого человека организм ребенка продолжает расти и развиваться.

И при выборе реабилитационных мероприятий важно не только восстановить состояние здоровья ребенка, но так же помнить о необходимости ни в коем случае не нарушить рост и развитие молодого организма.

Даже при необратимых изменениях проведение медицинской реабилитации должно обеспечить ребенку возможность участвовать в жизни соответственно возрасту и адаптироваться к окружающим условиям. Так же никогда нельзя забывать о профилактике соматических заболеваний.

Три этапа реабилитации ребенка

Выделяют три основных этапа реабилитации ребенка:

  • больничный — в условиях стационара. При многих заболеваниях реабилитацию можно начинать на стационарном этапе с первых дней заболевания
  • послебольничный — реабилитация на уровне поликлиники, санатория, реабилитационного центра.
  • адаптационный этап — этот этап может проводиться в коллективе детского сада, школы, под наблюдением педагогов и в случае необходимости врачей. Именно на этом этапе большую роль играют педагогические мероприятия.

Первый этап реабилитационных мероприятий

При острых соматических мероприятиях в основном отличается этиотропное, патогенетическое лечение по показаниям. Базовые реабилитационные мероприятия назначаются исходя из медицинских факторов сохранения здоровья.

Медицинская реабилитация детей включает как  традиционные мероприятия ( физиотерапия, ЛФК, массаж ), так и индивидуальные. Но именно в этот период как никогда важно не допустить функциональных отклонений в развитии органов и систем.

Например — после перенесенной пневмонии у ребенка может сохраняться нарушенная функция внешнего дыхания. Так же после переломов важно следить не только за срастанием конечности, но и за восстановлением функции движения, нормализации мышечного тонуса. Поэтому на первом этапе реабилитационные и лечебные мероприятия как правило тесно связаны в один комплекс.

Второй этап — послебольничный или санаторный

Основная задача этого этапа — нормализация всех функций органов и систем ребенка. На этом этапе подключается двигательная активность, физкультура, массаж. Как правило назначаются физиопроцедуры — в основном электро и теплолечение.

Важное значение имеют санация хронических очагов инфекции, закаливающие мероприятия. При наличии невротических реакции и психических расстройств у ребенка к лечению подключается невролог или психолог.

Оказывается помощь детям, тяжело реагирующим на болезнь.

В зависимости от характера болезней ребенка можно направить в санаторий по соответствующему лечебному профилю. Сеть подобных санаториев развита в России относительно неплохо.

Так же можно отправить ребенка вместе с родителями в пансионат семейного отдыха. Большинство подобных санаториев и пансионатов как правило местные, и дальнего переезда не требуется.

Это значительно облегчает адаптацию, нет смены биоритмов и часовых поясов.

Третий этап — адаптационный или амбулаторно-поликлинический

По большому счету, на этом этапе оздоровительные мероприятия не сильно отличаются от предыдущего. Это лечебная физкультура, режим, физиотерапия.

Отличия лишь касаются детей, у которых заболевание привело к значительному нарушению жизненных функции или инвалидности. Такие дети как правило находятся под наблюдением, для них разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Примерами таких заболеваний может служить полиомиелит или детский церебральный паралич.

Часто такие дети располагаются в детских садах, школах-интернатах. И в составлении программы реабилитации принимает участие не только физиотерапевт и врач ЛФК, но так же педиатр, невролог, психолог и соответствующий специалист по профилю заболевания.

Во многих регионах и крупных городах есть достаточное количество детских центров соответствующего уровня.

Междисциплинарное взаимодействие специалистов в реабилитации детей / Альманах № 40 / Архив

На современном этапе трудно переоценить важность медицинской реабилитации детей с острыми, врожденными и хроническими заболеваниями. Чем раньше начинаются реабилитационные мероприятия с участием мультидисциплинарной команды специалистов для восстановления полноценной личности, тем быстрее будет обеспечено максимально возможное качество жизни, как ребенку, так и его семье , , .

Всемирная организация здравоохранения определяет медицинскую реабилитацию как комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных, или утраченных в результате травмы или заболевания функций, на снижение инвалидности и состояний, нарушающих нормальную жизнедеятельность, а также на то, чтобы индивидуумы с ограниченными возможностями могли достичь оптимальной социальной интеграции , .

Федеральный закон от 01.12.

2014 N419-ФЗ в главе III «Реабилитация и абилитация инвалидов» определяет реабилитацию инвалидов как систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. В отличие от реабилитации, абилитация инвалидов – это система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности .

В законе выделены основные направления реабилитации и абилитации инвалидов:

  • медицинская реабилитация, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
  • профессиональная ориентация, общее и профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация;
  • социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социо-культурная реабилитация, социально-бытовая адаптация;
  • физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Основы медицинской реабилитации подробно отражены в Белой книге по физической реабилитационной медицине в Европе, Приказах Министерства здравоохранения РФ от 29.12.2012г. № 1705-н «О порядке организации по медицинской реабилитации», от 23 октября 2019 г. №878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей».

Структуру и тяжесть детской инвалидности во многом определяет эпидемиология заболеваний, которая у детей, в отличие от взрослых, характеризуется преобладанием острой и врожденной патологии, травм.

Кроме того, у детей имеет место четкая дифференциация между острыми приобретенными повреждениями (черепно-мозговая травма, ишемические и геморрагические инсульты, нейроинфекции, острые постгипоксические состояния и др.) и врожденными/хроническими заболеваниями (ДЦП, дегенеративные и генетические болезни, врожденные аномалии развития и пр.) .

Отдельно следует выделить заболевания новорожденных, особенно недоношенных, рожденных с низкой и экстремально низкой массой тела, которые в дальнейшем будут нуждаться в длительной абилитации/реабилитации .

Соотношение детской заболеваемости и инвалидности показывает, что шесть основных классов заболеваний, а именно психические расстройства, заболевания нервной системы, врожденные аномалии, заболевания эндокринной системы, органов зрения и слуха играют наибольшую роль в детской инвалидности.

Что касается травм, то инвалидность непосредственно от них незначительна, а последствия после тяжелых повреждений, особенно ЦНС, значительные.

Именно травматические последствия «пополняют» статус инвалидности как по классу «психические расстройства», так и по классу «заболевания нервной системы» .

В отличие от абилитации и восстановительного лечения, реабилитация начинается именно тогда, когда в результате травмы или заболевания функция была нарушена или утрачена. До этого момента ребенок рос и развивался в соответствии с возрастом.

Реабилитация детей значительно отличается от реабилитации взрослых.

Читайте также:  Физиотерапия в детском возрасте - особенности назначения

Во-первых, ребёнок – развивающийся, растущий организм с несформировавшимися анатомическими и физиологическими функциями, нейроэндокринными, метаболическими особенностями.

У ребёнка совершенно иная нейропластичность мозга; исходно повышенный метаболизм; на разных этапах его развития имеются определенные двигательные, речевые, психологические, поведенческие и эмоционально-личностные особенности.

Во-вторых, в отличие от взрослых, реабилитация детей должна обеспечивать соответствующее возрасту физическое и психическое развитие, а формула реабилитационного прогноза и восстановление любой функции зависят от процесса роста и развития в целом.

В-третьих, множество заболеваний у детей являются врожденными, что требует в реабилитации и в абилитации применения средств и методов, основанных на физиологических алгоритмах формирования тех или иных функций, также построенных по онтогенетическому принципу.

В-четвертых, сам процесс реабилитации у детей имеет четкие медико-организационные особенности: требует большего времени, чтобы подготовить ребенка и ухаживающего взрослого к проведению реабилитационной программы; предусматривает значительно больший объем услуг, которые предоставляются не только детям, но и их родителям и близкому окружению.

Родители должны быть обучены специальным знаниям и умениям (кормление через гастростому, уход за трахеостомой, позиционирование, высадка в кресло-коляску, пользование электроотсосом и пр.).

Находясь в стрессе, родители нуждаются в психологической поддержке и сопровождении со стороны психологов, дефектологов и прочих членов мультидисциплинарной команды, обучении навыкам ухода за ребенком, оказании помощи в организации быта, отдыха и др.

В-пятых, у детей имеются особенности в методах и технологиях реабилитации. Если у взрослых в процессе реабилитации на первое место выходит мотивация, то у детей – интервенционные подходы, основанные на удовольствие, игре, которые обладают важным развивающим значением в процессе восстановления.

В-шестых, реабилитация детей носит семейно-ориентированный характер. Подход, ориентированный на семейные связи, который рассматривает потребности не только ребенка, но и потребности родителей, родных братьев и сестер, в педиатрии используется чаще, чем индивидуальный подход к пациентам.

В реабилитации большое значение придается междисциплинарной команде и ее функциям. Успех медицинской реабилитации детей с тяжелыми повреждениями и заболеваниями возможен только при системной и скоординированной работе всех членов мультидисциплинарной команды , .

Важнейший принцип ее функционирования является направленность не только на пациента, но и на семью.

Особое значение в реабилитационном процессе отводится раннему взаимодействию врачей, родителей, пациента, педагогов, психологов – всей мультидисциплинарной команды , , , .

При этом следует учитывать жизненный цикл семьи, сопровождать ее в процессе реабилитации ребенка. Родители, особенно детей с острыми тяжелыми повреждениями, часто не могут принять ситуацию, имеют завышенный уровень ожиданий и, соответственно, не видят реабилитацию, пролонгированную по времени.

Необходимо время и помощь специалистов, чтобы семья приняла ситуацию и ребенка в новом для них состоянии, осознала, что реабилитация будет необходима ребенку длительное время и может нести значительные финансовые затраты. Большую помощь в это время может оказать общение с семей с похожим опытом.

В настоящее время медицинская реабилитация имеет в своем арсенале большое количество современных средств, методов и технологий реабилитационного воздействия, основанного на мультидисциплинарном подходе, а также критериев и методов визуализации для контроля за этим процессом.

В двигательной реабилитации: начиная от лечения положением и профилактики вторичных осложнений, используя разные физиотерапевтические методики, лечебную гимнастику, массаж, специальные кинезиотерапевтические подходы, аппаратные технологии, роботизированную механотерапию с биологически обратной связью. Процесс восстановления ребенка продвигается от позиционирования и борьбы с патологическими стереотипами (в кровати, кресле) до вертикализации и ходьбы с контролем своего тела и равновесия.

Подбор технических средств реабилитации (ТСР) – одна из очень важных задач в современной реабилитации. Несмотря на то, что нередко ребенок может иметь выраженные когнитивные и двигательные нарушения, он все равно всегда остается ребенком.

Он должен чувствовать себя уютно, комфортно в этом техническом средстве, которое должно обеспечивать ему мобильность.

Правильное позиционирование и подбор технических средств реабилитации помогает не только свободно передвигаться, но и улучшать когнитивные функции при многих заболеваниях.

Эрготерапия обеспечивает ребенку независимость в умениях и навыках самообслуживания: держать ложку, вилку, чашку, переодеваться, завязывать шнурки, самостоятельно кушать и т. д. Она необходимо для обучения ребёнка повседневной деятельности.

Психолого-педагогическая реабилитация/когнитивная реабилитация – неотъемлемое звено в медицинской реабилитации и важна фактически при всех заболеваниях в детском возрасте.

Разные специалисты принимают участие в команде когнитивной реабилитации: психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, нейропсихиатры.

С одной стороны, все эти специалисты решают общую задачу по восстановлению, например, высших психических функций, когнитивных функций, двигательных функций; с другой стороны, каждый решает последовательно свои задачи.

Например, логопед – обучает глотанию, восстанавливает речь. Дефектолог – восстанавливает элементарные ориентировки ребенка в ближнем окружении: учит действовать с предметом, обучает решению доступных познавательных (и бытовых) задач; восстанавливает простые социально-значимые умения в общении с близкими взрослыми и в быту.

Специалисты психолого-педагогической службы тесно работают не только с ребёнком, но и с родителями.

На протяжении всей реабилитации должна осуществляться нейрофармакологическая поддержка ребенка, ибо без адекватной медикаментозной коррекции невозможно полноценное восстановление двигательных и когнитивных функций.

В настоящее время на базе отдела реабилитации НИИ НДХиТ разработаны, апробированы и внедрены в реабилитационную практику патентованные методики междисциплинарного характера; определены мультидисциплинарные условия для разработки и внедрения дифференцированных реабилитационных программ с учетом специфики травматических заболеваний у детей. Тем самым значительно расширен имеющийся педиатрический ресурс реабилитационной и абилитационной практики , , .

Итак, мульти/междисциплинарное взаимодействие специалистов позволяет системно организовывать реабилитационное и абилитационное пространство для ребенка с острыми или хроническими заболеваниями на всех этапах восстановительного лечения.

Учитывая приоритетность ориентиров в реабилитации и абилитации, связанных преимущественно с психическим и физическим здоровьем детей, важными остаются вопросы профилактики тяжелой инвалидизации и путей преодоления социальных последствий болезни, как для самого ребенка, так и для его семьи.

В связи с этим, реабилитация и абилитация настоящего времени трансформируется в биопсихосоциальный формат, что придает ей высокую значимость с гуманных и общечеловеческих позиций.

* Статья подготовлена по следам выступления главного детского реабилитолога г. Москвы в рамках круглого стола «Современные достижения наук в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов», организованного в Российской Академии образования.

Реабилитация детей

Она имеет свою специфику в силу особенностей детского организма. Последствия многих заболеваний, дефекты развития существенно нарушают адаптивные способности детского организма, не позволяя считать такого ребенка вполне здоровым.

Читайте также:  Физиотерапия при хроническом панкреатите - лечение и реабилитация

В Уставе ВОЗ определено, что здоровье — это состояние физического, духовного и социального благополучия при отсутствии болезней или физических дефектов. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и функциональном, должно быть в центре внимания врача-педиатра.

Реабилитация в педиатрии — четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения.

Начинается он с момента возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается восстановлением физического, психического и социального благополучия при отсутствии или стойкой компенсации патологических отклонений морфологического или функционального характера.
Возможности и эффективность реабилитации зависят не только от социальных условий, но и от правильного понимания каждым врачом ее целей и особенностей.

Цель и место реабилитации в педиатрии

Цель — не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня (схема ниже).
Местом осуществления реабилитационных мероприятий в педиатрии являются все учреждения здравоохранения и просвещения, а также семья ребенка, обеспечивающие восстановление его здоровья на определенном этапе.

Медицинская реабилитация проводится, как правило, в нескольких учреждениях.

Из них наиболее важное значение имеют:
— родильный дом (родильное отделение);
— детская поликлиника (амбулатория, консультация);
— стационар;
— реабилитационные отделения;
— специализированный диспансер;
— санаторные отделения больницы;
— специализированный детский санаторий;
— оздоровительный лагерь санаторного типа;

— школа, школа-интернат.

Средства реабилитации в периатрии

Комплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики.

Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений:
1) реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего хорошо налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;
2) реабилитация заболевшего ребенка должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, составляя естественную и органичную часть лечебных мероприятий, дополняя и обогащая комплексное лечение;
3) процесс реабилитации должен осуществляться непрерывно, пока не будет достигнуто максимальное восстановление здоровья ребенка;
4) реабилитация на каждом этапе должна носить комплексный характер;
5) индивидуальный характер как программы реабилитации, так и применяемых средств, учитывающих особенности личности ребенка и своеобразие патологических и функциональных изменений;
6) конечная цель реабилитации — возвращение ребенка к обычным для него условиям жизни, учебы, а при необходимых изменениях — адаптация к новым условиям жизни.

Ребенок, возвращающийся после обычного лечения в детское учреждение или домашнюю обстановку, не может без затраты определенных усилий быстро адаптироваться к условиям, казалось бы, привычной для него жизни.

Эти усилия не всегда приводят к успеху, и в ряде случаев возникает рецидив заболевания или новое заболевание.

Следовательно, для полноценного восстановления здоровья ребенка нужна качественно новая организация лечебно-реабилитационных мероприятий с широким использованием лечебно-охранительного режима, диетотерапии, фармакологии, ЛФК, массажа, физиотерапии, психотерапии.

Этапы реабилитации в педиатрии

Весь процесс реабилитации больного ребенка можно разделить на три этапа: клинический, санаторный и адаптационный.
1. Первый этапклинический (стационарный).

На этом этапе обеспечивается не только восстановление функции пораженных систем, но и подготовка организма ребенка к следующему этапу реабилитации. Для решения этих задач используются фармакология, диета, ЛФК, массаж, физиотерапия. Большое значение, в зависимости от степени и характера заболевания, имеет диета.

Разгрузочная — в остром периоде, витаминная, калорийная и легко усвояемая — в период выздоровления. Первый этап реабилитации оценивается по биохимическим показателям, ЭКГ, функциональным показателям.
2. Второй этап реабилитациисанаторный.

Он имеет решающее значение для нормализации функции пораженной системы наряду с восстановлением функций других органов и систем. Особое внимание уделяется расширению физической и психической деятельности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.

Этот этап реабилитации больного ребенка проводится в специализированном санатории. Основное внимание уделяется диете, закаливающим процедурам, физиотерапии, ЛФК.
После санаторного лечения функциональные показатели нормализуются. Успешность реабилитации определяется положительной динамикой роста и развития ребенка.

Существенную роль в оценке результатов санаторного лечения играет наличие у ребенка положительных эмоций, хорошего самочувствия, нормального сна и аппетита. Показателем завершения санаторного этапа реабилитации надо считать отсутствие клинических, рентгенологических и иных признаков патологического процесса.

3. Третий этап реабилитацииадаптивный. На этом этапе достигается нормализация функциональных показателей, характерных для данного возраста, обеспечивающих возврат ребенка к обычным для него условиям жизни и учебы. Адаптационный этап реабилитации может проводиться и в специализированном центре.

Содержание реабилитационных мероприятий определяется состоянием здоровья ребенка и степенью адаптации функциональных систем. Завершается третий этап реабилитации полным восстановлением здоровья. Однако это не всегда удается. Так, при хронических заболеваниях (пороки сердца, бронхиальная астма, полиомиелит и др.

) задача реабилитации состоит не только в достижении состояния максимальной компенсации функций больного органа, но и в поддержании состояния этой компенсации. Такие дети продолжают оставаться на диспансерном учете в поликлинике, врачи которой наблюдают за состоянием здоровья ребенка (осмотр, анализы, функциональные пробы и т.д.).

У таких детей реабилитация затягивается на неопределенный срок, перемежаясь с возвращением к первому и второму этапам в периоды обострения.

Реабилитационная программа в сжатом виде фиксируется в специальной карте!
Рахит
Кривошея
Врожденная косолапость
Плоскостопие
Сколиоз
Бронхит
Бронхит астматический
Астма бронхиальная
Пневмония
Болезни суставов
Дисплазия
Врожденные пороки сердца
Вялый паралич мышц верхних конечностей
Гипотрофия
Гипотонус
Гипертонус
Диатез экссудативный
Диспепсия простая
Заболевания ЖКТ
Запоры у детей
Колит у ребенка
Наследственные нервно-мышечные заболевания
Ожирение у детей
Опрелость кожи у ребенка
Остеохондропатии у детей
Паралич плечевого сплетения
Пиелонефрит у детей
Повреждение лицевого нерва у ребенка
Полиомиелит у ребенка
Психоэмоциональные перегрузки у детей
Пупочная грыжа у ребенка
Ревматизм у ребенка
Недержание мочи у ребенка
Медицина

Статья "Современные методы реабилитации детей с детским церебральным параличом" — прочее, разное

Просмотрсодержимого документа

Актуальность. Актуальность вопроса лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом не вызывает сомнения. Особенно важно на современном этапе, когда оценка терапии должна проводиться с помощью доказательных методов.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, ведущих к двигательным дефектам, обусловленным непрогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребенка.

Детский церебральный паралич развивается, по разным данным, в 2–3,6 случая на 1000 живых новорожденных и является основной причиной детской неврологической инвалидности в мире. Среди недоношенных детей частота ДЦП составляет 1%. У новорожденных с массой тела менее 1500 г распространенность заболевания увеличивается до 5–15%, а при экстремально низкой массе тела — до 25–30%.

Читайте также:  Доказательная медицина - библиотека врача-реабилитолога

Многоплодная беременность повышает риск развития ДЦП: частота при одноплодной беременности составляет 0,2%, при двойне — 1,5%, при тройне — 8,0%, при четырехплодной беременности — 43%. В Российской Федерации распространенность зарегистрированных случаев ДЦП составляет 2,2–3,3 случая на 1000 новорожденных

Введение. Актуальность вопроса лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом не вызывает сомнения. Особенно важно на современном этапе, когда оценка терапии должна проводиться с помощью доказательных методов.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — группа стабильных нарушений развития моторики и поддержания позы, ведущих к двигательным дефектам, обусловленным непрогрессирующим повреждением и/или аномалией развивающегося головного мозга у плода или новорожденного ребенка.

Детский церебральный паралич развивается, по разным данным, в 2–3,6 случая на 1000 живых новорожденных и является основной причиной детской неврологической инвалидности в мире. Среди недоношенных детей частота ДЦП составляет 1%. У новорожденных с массой тела менее 1500 г распространенность заболевания увеличивается до 5–15%, а при экстремально низкой массе тела — до 25–30%.

Многоплодная беременность повышает риск развития ДЦП: частота при одноплодной беременности составляет 0,2%, при двойне — 1,5%, при тройне — 8,0%, при четырехплодной беременности — 43%. В Российской Федерации распространенность зарегистрированных случаев ДЦП составляет 2,2–3,3 случая на 1000 новорожденных [1].

Оптимальное оказание помощи пациенту подразумевает мультидисциплинарный подход команды специалистов медицинского, педагогического и социального профиля, обращающих свое внимание на потребностях не только самого пациента, но и членов его семьи, участвующих в ежедневной реабилитации и социальной адаптации больного. Являясь дисфункциональным состоянием, заболевание требует непрерывной ежедневной реабилитации с первых дней жизни пациента, учитывающей следующие медицинские и социальные аспекты задачи:

  • передвижение, поддержание позы и двигательная активность ребенка;
  • коммуникация;
  • лечение сопутствующих заболеваний;
  • ежедневная активность;
  • уход за ребенком;
  • качество жизни пациента и членов семьи;
  • мотивационная и эмоциональная поддержка.

Цели и задачи исследования: рассмотреть основные методы реабилитации детей с ДЦП.

Предмет и объект исследования – дети с ДЦП.

Методы исследования. Обзор и анализ российских и зарубежных статей и материалов.

Результаты исследования и их обсуждение. Главной целью реабилитации детей с ДЦП является создание государством и обществом условий для участия в социальной и общественно полезной жизни общества, а также, в целом, повысить качество их жизни.

Подходы к оперативному лечению спастичности при детском церебральном параличе можно подразделить на несколько групп в зависимости от уровня воздействия, конкретной задачи и способа ее решения [2]:

1. Нейрохирургическое лечение:

1.1. Деструктивные нейрохирургические методики:

а) стереотаксическая энцефалотомия;б) продольная (лонгитудинальная) миелотомия;в) заднешейная ризотомия;г) селективная дорсальная ризотомия;д) нейротомия.

1.2. Функциональная нейрохирургия:

а) стимуляция мозжечка;б) стимуляция спинного мозга (шейный отдел, поясничный отдел).

2. Ортопедохирургическое лечение

2.1. По месту воздействия:

а) операции на костях и суставах.б) операции на сухожилиях.в) операции на мышцах.

2.2. По способу воздействия:

а) компрессионно-дистракционные методики;б) костные внутрисуставные операции;в) костно-пластические операции.

В комплекс часто применяемых процедур по реабилитации детей с ДЦП входят физиотерапия, эрготерапия (восстановление двигательных навыков), логотерапия, гидротерапия в бассейне, технологии виртуальной реальности, сенсорная интеграция, электростимуляция FES и др. Эффективные методики, признанные мировым медицинским сообществом, —  Бобат терапия и метод Падован. В обязательную программу лечения входят ЛФК, массаж, при необходимости медикаментозное лечение.

Авторами статьи также рекомендуется использовать следующие процедуры по реабилитации детей с ДЦП:

Плаванье в бассейне с дельфинами (дельфинотерапия) стало приобретать популярность в последние десятилетия. Эта методика сочетает в себе целый ряд положительных воздействий на ребенка:

  •    плаванье расслабляет и одновременно укрепляет мышцы, снимает спазмы, закаляет;
  •    контакт с дельфинами улучшает нервную проводимость и тактильную чувствительность;
  •    дети получают положительные эмоции, что хорошо сказывается на дальнейшем ходе лечения.

Иппотерапия заключается в общении больного ДЦП с лошадью. Общение не похоже на общение с дельфином, где пациент находится рядом с животным. В данном случае происходит обучение верховой езде.

При езде верхом задействуется очень много мышц человеческого тела, поэтому ее рекомендуют для борьбы с гиперкинезами, спазмами мускулатуры, контрактурами.

Кроме того, лошадь двигаясь, отдает свое тепло и осуществляет массажный эффект — массирует ноги больного и таз и вызывает у детей большой интерес, положительные эмоции, стимулируют к общению и открытию мира.

  1.          Бальнеотерапия или водолечение

Бальнеотерапия — это процесс реабилитации, который заключается в принятии больным ванн с природной минеральной или искусственной минеральной водой. Такие процедуры проводятся, как правило, в специализированных комплексах.

  • Различают два вида ванн, показанных при ДЦП:
  • После приема подобных ванн у больного происходит: улучшение иммунитета; снижение давления; снижение сердечного ритма; стабилизация дыхания; ускорение регенерации клеток; снижение болевого синдрома; расслабление мышц.
  • Заключение.

В настоящее время в России уделяется огромное внимание оказавшимся в сложном экономическом и социально незащищенном положении группам населения, в том числе и дети с ДЦП.

Реабилитация детей, больных ДЦП, – это длительный процесс, который занимает годы, и родителям придется настроиться на долгий и тяжелый труд. Методики реабилитации для каждого ребенка должны подбираться индивидуально. Результаты во многом зависят от степени нарушений.

Главной целью реабилитации этих детей является создание государством, обществом и самим человеком условий, дающих получить возможность для участия в общественно полезной жизни общества, а также, в целом, повысить качество их жизни.

Создание таких условий может быть достигнуто только через доступность всех сфер деятельности человека, постоянно адаптирующего к меняющимся условиям среды. Успешность адаптации зависит напрямую от здоровья: физического и психического.

Список литературы

  1.     Моргунова А.И.  Разработка программы по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Старт в науке, 2017. – С. 8-18.

2. Иванченко Г.А. Курортный сервис как институт социальной реабилитации населения: социологический анализ. Авто-реф. дис .канд. социол. наук: – М.: Наука, 2000. – 26 с.

3. Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом — кондуктивная педагогика. – М.: Наука и жизнь, 1997. — С.10-12.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *