Аккредитация медицинских работников — как теперь учиться

Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться Оглавление статьи:

Реформы в медицинской отрасли вызывают много вопросов и страхов среди медицинских работников. И это связано с изменениями в системе постдипломного образования. С 2016 года и до 2021 года планомерно внедряется система аккредитации медицинских и фармацевтических работников, которая должна заменить ныне действующий порядок получения сертификатов. Сертификаты, выданные после 1 января 2021 года, не будут признаваться документами, дающими право заниматься профессиональной деятельностью. Вместо этого врачи, средний медицинский персонал и фармацевты (провизоры) должны проходить аккредитацию.

Другое изменение касается прохождения курсов повышения квалификации с периодом 1 раз в 5 лет. С 2021 года все специалисты будут переведены на модель непрерывного медицинского образования (НМО), где необходимо проходить определенное количество курсов ежегодно.

Как будет проходить аккредитация медицинских специалистов?

Согласно ныне действующим положениям и правилам, аккредитация, как вид аттестации медработников, полностью вступит в силу в 2021 году. Разделяют первичную аккредитацию и периодическую. Первичную аккредитацию разделяют на 2 вида. Первый вид – для выпускников СУЗов и ВУЗов.

Второй – для тех, кто проходит первичную специализацию, то есть курсы профессиональной переподготовки. Она предназначена для работающих врачей, фармацевтов и среднего медперсонала. Вторичная аккредитация проводится каждые 5 лет.

Для этого медицинским специалистам нужно ежегодно проходить краткосрочные курсы повышения квалификации по системе НМО.

Минздрав анонсировал изменения в Приказ №66н, согласно которому у специалистов будет возможность повышать квалификацию по старому: единовременно 1 раз в пять лет — курсы повышения квалификации объемом 150 часов. 

Процедура аккредитации будет проходит в аккредитационно-симуляционных центрах. Она будет состоять их нескольких этапов:

  • 1 этап: Тестирование знаний
  • 2 этап: Оценка практических умений и навыков
  • 3 этап: Решение ситуационных задач
  • 4 этап: Оценка портфолио

Тест состоит из 60 заданий. За 60 минут нужно правильно решить 70% всех заданий. Тестирование проводится на компьютере, итоговый результат подсчитывается автоматически. Оценка практических умений состоит из выполнения заданий.

Всего дается 5 заданий, на решение каждого отводится 10 минут. Оценивает эти задания аккредитационная комиссия, которая за правильные ответы выставляет по 2 балла. На следующем этапе даются 3 ситуационных задачи, в каждой из которых по 5 вопросов.

Нужно ответить правильно за 30 минут на 10 вопросов из 15.

На последнем этапе комиссия будет оценивать портфолио. Здесь и будет представлена вся информация о пройденных курсах повышения квалификации. Портфолио готовится специалистом самостоятельно в течение последних 5 лет.

К портфолио прилагаются удостоверения, сертификаты, свидетельства и дипломы. При этом эти курсы усовершенствования должны быть аккредитованными, то есть включены в учебно-методическую систему НМО.

В другом случае, если это курсы повышения квалификации, то они должны соответствовать профстандартам. Последний этап является решающим для всей процедуры аккредитации.

Если специалист не явился на процедуру одного из этапов, или получил оценку «не сдано», или нарушил правила прохождения аккредитации, то аккредитуемый признается не прошедшим аккредитацию. Для каждого аккредитуемого дается 3 попытки на пересдачу. После этого можно пройти процедуру только через 11 месяцев.

Каждые 5 лет, в период между прохождениями процедуры аккредитации, специалисты должны будут получать зачетные единицы по прослушанным курсам дополнительного образования.

Нужно в год собрать 50 единиц, по итогу за 5 лет – 250 единиц.

Из 50 единиц в год – 36 единиц будут получены в ходе освоения программ повышения квалификации, а 14 единиц будут начислены за участие в конференциях и других мероприятиях, например, семинарах, вебинарах.

Можно ли пройти переподготовку и повышение квалификации по старой схеме?

Нельзя: По старой схеме, то есть получить сертификаты не могут выпускники ВУЗов и СУЗов после 2017 года, которые сразу включаются в систему НМО. Касательно выпускников медицинских ВУЗов с 2017 года также действует правило в отношении поступления в ординатуру.

Им необходимо пройти медицинскую практику, и только после 3 лет практики можно подать документы в ординатуру. По большей части направлений курсы проф. переподготовки такие специалисты могут пройти лишь после обучения в ординатуре. Все, кто вступил в систему аккредитации, могут получать баллы НМО на образовательных циклах Академии СНТА.

Данные циклы утверждены на портале Непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава ( www.edu.rosminzdrav.ru)

Ознакомиться с перечнем циклов можно на странице «Семинары«. Ознакомьтесь с некоторыми отчетами о прошедших семинарах

Можно: На курсах повышения квалификации:  Медработники, чьи сроки действия сертификатов истекают до 1 января 2021 года, могут его продлить еще один раз на курсах повышения квалификации или набирать баллы на НМО.

То есть они могут пройти курсы повышения квалификации по старой схеме. Им будут выданы сертификаты государственного образца сроком на следующие 5 лет. Получив такой сертификат, они должны сразу и немедленно включится в систему НМО.

Следующие 5 лет они будут учиться по новой системе и соответственно в дальнейшем проходить аккредитацию.

Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться

Курсы переподготовки: Тоже самое касается тех, кто решил пройти курсы профессиональной переподготовки.

Можно получить диплом о профпереподготовке и сертификат, пройдя курсы профессиональной переподготовки по старой схеме до даты официального вступления в силу системы аккредитации для данной категории работников, согласно Приказу №1043 (01.01.2019).

Другими словами, все, кто не успел завершить обучение на курсах переподготовки или ординатуре до 31 декабря 2018 года, после получения диплома о переподготовке или подготовке в ординатуре будут дополнительно проходить аккредитационный экзамен в региональном аккредитационном центре (в каждом регионе свой перечень таких центров). После этого экзамена вместо сертификата будет выдаваться свидетельство об аккредитации по той специальности, на которую специалист обучался на курсах переподготовки или в ординатуре. 

Обратите внимание, что в 2019 году специалисты, завершающие обучение в ординатуре и на курсах переподготовки по 6 направлениям, будут проходить аккредитацию. Об этомчитайте публикацию «Аккредитация для шести специальностей в 2019 году»

Курсы переподготовки по старой схеме могут пройти также специалисты, у которых имеется, перерыв в трудовом стаже по медицинской специальности 5 лет и более. При этом для основной части специальностей необходимо наличие документа о подготовке в интернатуре или ординатуре.

Ниже представлена схема, которая поможет разобраться с тем, кто может воспользоваться шансом пройти профпереподготовку и повышение квалификации по старой схеме.

Остается лишь выбрать в какой форме и где можно пройти переподготовку и сертификационный цикл.

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос нашему менеджеру!

Имеется две доступных формы обучения. Очное обучение и очно-заочное с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Очное (в том числе и использованием дистанционных технологий — ДОТ):

Ситуация с очным обучением имеет свои особенности:

● Доступность. Учитывая географическую обширность страны, очень часто медицинские специалисты вынуждены преодолевать долгий путь к месту учебы. Командировка отнимает время и силы, она вызывает определенные бытовые неудобства, связанные с проживанием в чужом городе.

● Отрыв от производства. Очные курсы переподготовки длятся от 3 месяцев, курсы усовершенствования до 1 месяца.

● Такие курсы не гарантируют хороших результатов обучения, особенно если учесть, что в некоторых учебных центрах применяются устаревшие методы обучения.

Очно-заочное с применением ДОТ:

Все обучение осуществляется в заочной форме, где применяются дистанционные технологии. Эта форма обучения регламентирована и одобрена ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Дистанционным называется такое обучение, при котором используются современные телекоммуникационные технологии (в первую очередь – сеть Интернет). Можно учиться, не выходя из дома – в любом месте и в любое время.

Такие курсы экономят время и финансовые затраты.

Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться

Как проходит обучение медработников с применением ДОТ?

Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться

После успешного завершения обучения слушатель курса получает документы: диплом о профессиональной переподготовке, удостоверение о повышении квалификации и сертификат специалиста.

Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться

Где можно пройти профессиональную переподготовку или повысить квалификацию?

  • Автономная некоммерческая организация «Современная научно-технологическая академия» (АНО ДПО СНТА) реализует программы дополнительного профессионального образования в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий.
  • Академия имеет государственную лицензию, дающую право ведения образовательной деятельности. На базе Академии разработаны следующие виды учебных программ:
  • Выбрать программу: Программы обучения врачей и медицинских сестер
  • Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться

Цикл повышения квалификации с баллами НМО для врачей и среднего медицинского персонала

Обращаем ваше внимание, что в Академии СНТА имеется возможность пройти циклы повышения квалификации с начислением баллов НМО. 

На сегодня существует 2 формата циклов повышения квалификации для врачей и медработников:

  • Очные образовательные циклы — многодневные. Они проходят на территории Академии в конференц-зале. О том как проходят очные образовательные циклы для врачей можно ознакомиться в любом из отчетов. Например, как прошел образовательынй цикл акушеров-гинекологов». За эти мероприятия начисляются баллы НМО от 8 до 16 баллов.

Обращаем ваше внимание, что очные мероприятия — это такие, где имеется возможность общения преподавателя с обучающимися. Так общение между преподавателем и обучающимся с помощью вебинара (ДОТ) также является очным обучением. 

  • Очные циклы с дистанционной частью. Здесь образовательный курс разделен на 2 части: на очную и заочную. Существует в следующем виде: 1 день — очно и от 2 до 12 дней — заочно. соответсnвенно выдаются баллы НМО от 16 до 36.
  • Сугубо очные с применением ДОТ. Здесь цикл повышения квалификации проходит исключительно дистанционно. Общение между преподавателем и обучающимся проходит с помощью ДОТ.
  • Сугубо заочные циклы повышения квалификации. Здесь не предусмотрено общение с преподавателем. Но имеется возможность общения с менеджером образовательного цикла. Все обучение проходит на образовательном портале Академии.

Подробно о получении баллов НМО можно узнать у наших специалистов. Вы можете подать заявку на цикл, и Академия изыщет возможность составить данный цикл.

  1. О том, какие циклы проходят на этот период, можно узнать на странице «Семинары и очные циклы»
  2. Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться
  3. Читайте инструкцию 5 советов: Как выбрать центр обучения и где пройти переподготовку?
  4. по теме «Аккредитация и сертификация медицинских работников»
Читайте также:  Реабилитация при хронической венозной недостаточности

Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос нашему менеджеру!

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Новые правила аккредитации в 2021 году

В 2020 году из-за распространения коронавирусной инфекции в больницах не хватало сотрудников. Чтобы привлечь на работу врачей, Минздрав России выпустил приказы и нормативные акты — в частности, Приказ №327н от 14 апреля. Он разрешал медработникам вести профессиональную деятельность без свидетельства об аккредитации и продлевал срок действия сертификатов специалистов.

Приказ утратил силу 1 января 2021 года и специалистов, у которых закончился срок действия разрешительных документов, должны были отправить на аккредитацию. Однако Минздрав принял новый регламент — Приказ № 58н от 8 февраля 2021 года. Он установил новый мораторий на аккредитацию и продлил действие сертификатов и свидетельств. Вступит в силу приказ 26 февраля 2021 года.

https://www.youtube.com/watch?v=mqKskzFpKjI\u0026t=207s

В статье расскажем о последних новостях и ответим, будет ли аккредитация врачей в 2021 году? Для удобства мы собрали основную информацию и решения по вопросам обучения в таблице.

Список сокращений:

  • ПК — повышение квалификации;
  • ПП — профессиональная переподготовка;
  • ВО — высшее образование;
  • СПО — среднее профессиональное образование;
  • ВМП — высший медперсонал;
  • СМП — средний медперсонал;
  • НМО — непрерывное медицинское образование;

Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться

Кому обязательно проходить аккредитацию в 2021 году?

Напомним, что подтверждать соответствие квалификационным требованиям должны:

  • работники медицинской и фармацевтической сферы, у которых истек срок действия сертификата или свидетельства;
  • выпускники медицинских вузов и ссузов, которые завершили обучение в 2020 году или позднее;
  • специалисты, которые прошли курсы профпереподготовки после ординатуры или интернатуры.

Могут ли уволить врача без аккредитации в 2021 году?

Если врач еще не сдавал экзамен и не проходил аккредитацию, его не допустят к работе, но уволить не имеют права — на эти процедуры дают время. Если у врача уже был сертификат, срок его действия автоматически продлевается на год. Но готовиться к аккредитации и копить баллы нужно уже сейчас — экзамены можно будет сдавать с 1 июня 2021 года.

Продолжится ли выдача медицинских сертификатов?

Выдача сертификатов медработникам завершилась в конце 2020 года, когда перестал действовать Приказ №327н. Сейчас сертификаты полностью упразднили, за исключением документов с неистекшим сроком действия.

Еще в 2020 году средний медперсонал мог пройти профессиональное обучение и получить последний сертификат. Он будет действовать до 2025–2026 года, и только тогда работнику нужно будет пройти аккредитацию.

Источник: https://nastobr.com/news/novye-pravila-akkreditatsii-v-2021-godu/

Мораторий на аккредитацию

Одно из первых изменений в новом Приказе Минздрава коснулось получения новых свидетельств. До 1 июня 2021 года выдача свидетельств об аккредитации будет недоступна для следующих категорий работников:

  • прошедших курсы повышения квалификации;
  • получивших образование по немедицинской специальности;
  • получавших медицинское или фармацевтическое образование в другой стране.

Мораторий на аккредитацию продлили. Это связано с распространением коронавирусной инфекции, а также с изменением порядка проведения экзаменов — Минздрав уже готовит соответствующий проект.

Пока не приняли новый порядок и не сняли мораторий, медработники могут набрать баллы НМО для допуска к аккредитации. Баллы можно набрать на курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и конференциях.

Продление срока действия сертификатов

Среди других новостей об аккредитации врачей — продление срока действия старых сертификатов. Если срок действия сертификата заканчивается в период с 6 апреля 2020 года до 31 декабря 2021 года включительно, он автоматически продлевается на год. Экзамены при этом сдавать не нужно.

По приказу 327н автоматически продлевались сертификаты, действие которых истекало в 2020 году. Теперь продлят документы, которые станут недействительны и в 2021 году.

Кому можно работать без свидетельства в 2021 году?

Последние новости о приказе Минздрава 58н также касаются разрешения на работу определенным группам медработников. В старом приказе 327н мера была экстренной — больницам нужно было задействовать весь квалифицированный персонал. 

Эту меру решили продлить и на 2021 год. Разрешается продолжить работать:

  • выпускникам медицинских вузов и ссузов;
  • врачам, которые проходят подготовку в ординатуре или интернатуре;
  • врачам-третьекурсникам, которые совмещают обучение и работу по профессии;
  • специалистам, квалификация которых соответствует требованиям приказов 707н и 83н о высшем или среднем профессиональном образовании;
  • работникам, которые уже получили медицинскую специальность, но прерывали практику на 5 лет и более.

В первом случае специалистов могут допустить к работе после прохождения курсов профессиональной переподготовки. Во втором будет достаточно курсов повышения квалификации, чтобы работать стажером под руководством врача (для высшего медперсонала) или старшей медсестры (для работников со средним профессиональным образованием).

Напомним, что курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации дают возможность получить баллы для аккредитации и накопить достаточное количество до ее возобновления.

Несмотря на то, что возможность работы врачом без аккредитации в 2021 году продлевается на год, сдавать экзамены медработники смогут уже с 1 июня 2021 года.

Как будет проходить аккредитация в 2021 году?

С 1 июня 2021 года медработники смогут начать проходить аккредитацию. Порядок проверки знаний изменят — сейчас проект на стадии рассмотрения.

Сразу после ординатуры, интернатуры или профессиональной переподготовки, медработнику нужно пройти первичную аккредитацию в специализированном центре. В нее входит:

  • тестирование — нужно ответить на 60 вопросов в течение часа;
  • практическое задание — будет 5 симуляционных задач по 10 минут каждое;
  • ситуационные задания — медработнику дадут 2 задачи по 12 вопросов.

Медработнику, которому нужно подтвердить уже имеющуюся специальность, необходимо будет пройти периодическую аккредитацию — оценку портфолио. Комиссия оценивает портфолио по:

  • научно-исследовательской деятельности;
  • личным достижениям специалиста в карьере;
  • программам повышения квалификации, пройденным за последние 5 лет.

Чтобы пройти аккредитацию, необходимо не менее 145 часов профессионального обучения. Например, медработник может пройти 5 программ, длительностью 36 часов.

Если вы ранее получали свидетельство об аккредитации, нужно уже сейчас начинать проходить обучение по программам повышения квалификации на портале НМО.

Сертификация и аккредитация в 2020 году, новый Приказ Минздрава № 327н: мифы и ответы на вопросы

Аккредитация медицинских работников - как теперь учиться

14 апреля был утвержден Приказ Минздрава России от 14.04.2020 № 327н, который буквально «поставил на уши» все профессиональное медицинское сообщество. В представлении он явно не нуждается – о нем уже много было сказано и еще больше написано. Однако, несмотря на все разъяснения юристов, вопросов по Приказу остается предостаточно. Особенно у ординаторов, которые заканчивают обучение в 2020 году, которых данный нормативный правовой акт напугал больше всех. Поэтому мы также решили дать свой комментарий и немного прояснить ситуацию. В частности, что чёрт на самом деле не так страшен, как его малюют.

Поскольку статья объемная и касается различных категорий медицинских работников – от выпускников до действующих врачей-специалистов, мы сделали содержание по разделам, которым вы можете воспользоваться ниже:

1. Обзор основных положений Приказа № 327н

Итак, Приказом № 327н до 1 января 2021 года установлено следующее:

  • Объявлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста;
  • Срок действия сертификатов специалиста, которые истекли в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, продлен на 12 месяцев;
  • Некоторые категории лиц могут быть допущены к работе врачами-специалистами без получения сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста. Особо отметим, что это в том числе касается и тех, кто в этом году закончит ординатуру. Данные специалисты также смогут работать врачами-специалистами, а не врачами-стажерами вопреки распространенному мнению. Подробное юридическое обоснование данной позиции будет изложено далее.
  • Лица, которые обучаются в ординатуре по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность врача-стажера под руководством врача-специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов). Особо отметим, что это касается только обучАЮщихся, а не обучИВшихся в ординатуре.
  • Лица, которые обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют высшее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность врача-стажера под руководством врача специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют среднее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).

Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.

2. Что значит мораторий на выдачу сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста?

Начнем с того, что пунктом 2 Приказа № 327н до 1 января 2021 года установлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста (в том числе лицами, прошедшими аккредитацию специалиста до вступления в силу данного приказа). По этому поводу существует две противоположные точки зрения:

  1. До 2021 года установлен запрет на получение сертификатов и свидетельств. То есть, выдавать их в течение всего 2020 года нельзя.
  2. Слово «мораторий» необходимо трактовать как «право на отсрочку получения сертификата или свидетельства об аккредитации». Сторонники этой теории утверждают, что якобы «физическим лицам предоставлено право воспользоваться отсрочкой в необходимости получения сертификатов специалистов до 01.01.2021 г. При этом никаких ограничений по прохождению обучения, при желании, а равно по выдаче сертификатов образовательными учреждениями не установлено». В частности, данная позиция была выражена адвокатом Морозом Дмитрием Витальевичем на сайте «Провизор 24». Аналогичной позиции придерживаются некоторые образовательные организации.
Читайте также:  Курс медицинского блогера - поездка в Казань и приятное с полезным

Какая же точка зрения верная?

Аккредитация: что думают об этом врачи

6 июня на нашем портале была опубликована статья «От сертификации к аккредитации: что было, что будет». Публикация вызвала шквал обсуждений в сообществе «Врачи РФ», и мы решили опубликовать наиболее интересные отзывы (имена и ники пользователей изменены).

Раньше времени

Медработников, однозначно приветствующих новую систему аккредитации, немного. В основном врачи только привыкают к новым условиям и надеются, что все как-нибудь образуется.

Виктор Ч. пишет: «В очередной раз бежим впереди лошади — приказов-то нет».

Степан М.: «Все сказанное – лишь прожекты по НМО. Будет документ — будет, о чем задуматься. А пока не грузите себя несбыточными проектами».

Кто-то уверен в том, что новые правила и порядки еще будут многократно переработаны. «К 2021 году еще много раз все поменяется. Не стоит сейчас сильно переживать», — считает пользователь Л.

Кто-то, наоборот, убеждает, что система уже работает, и пути назад нет. «Слушала 5 дней назад доклад директора Казанской государственной медицинской академии, — пишет врач Н. — Задали ему вопрос, надо ли регистрироваться в системе НМО и зарабатывать баллы тем, кто проходил сертификационный цикл в 2015 г. Он ответил, что все обязаны участвовать в “сборе баллов” и ничего другого он не знает».

Непонятно, зачем

Обсуждение во врачебном сообществе показало, что далеко не все медработники разобрались в целях проводимых реформ. Многие спрашивают, зачем вообще нужны реформы в системе НМО?

Александр Н.: «Непонятно, зачем это? Улучшить качество оказания помощи? Так это не так надо делать…».

Многие врачи уверены, что прежняя система обучения была лучше.

«Все эти реформы и погубили всю советскую систему здравоохранения. Я лично против всех реформ. Надо готовить в вузах знающих свою специальность врачей. Наблюдал за новыми врачами и убедился: знаний у них еще недостаточно. Советская система ЗО была на высоком уровне, а теперь все перевернули, а до ума так и не довели. И это все сказывается на здоровье наших россиян», — убежден Василий З.

Как будет на практике?

Вопросов у представителей врачебного сообщества относительно того, как новые правила будут претворяться в жизнь, очень много. Денис Г.

: «На федеральном уровне до сих пор нет регламентирующих документов.

И сразу возникает вопрос: те, кто не успеет за 2016 год набрать свои 50 баллов, пока идет эта неразбериха, или в любой другой год пятилетки, что они будут делать в 2021 году? Их отстранят от работы?».

«В статье говорится, что действовавшая ранее система сертификации сохранится до 1 января 2021 года. Полностью перейти на процедуру аккредитации планируется в 2026 году. А с 2021 по 2026 гг. что будет?»

Есть немало комментариев и от тех, кто уже столкнулся с новыми правилами.

Елена З.: «Очень неудобный вид обучения. Даже вебинары посетить не удается — проблема с компом. Ни с планшета, ни со стационарного не получается. Да ну их, эти навороты. Надеюсь, пройду по-старому в 2020 году сертификационные курсы».

«Нас вообще не направляют, курсы 36 часов без отрыва от производства. Приедет лектор на 2 дня, прочитает лекции (а у меня в это время прием). А дальше сами, когда хотите, в интернете…», – жалуется Алина И.

Однако те, кто уже имел возможность опробовать новую систему НМО, оценили ее достоинства.

«Я зарегистрировалась, вступила в эту систему, которая меня очень пугала и напрягала. И знаете, оказалось, не так этот сайт страшен. Сначала пришлось, конечно, покопаться, так как у меня гинекология, модулей было предостаточно. Я спокойно набрала 14 зетов, что будет с 36 зетами, понятия не имею, но пока все устроило», – отмечает Ольга.

Не в ладах с IT

Одни врачи жалуются на несовершенство программ дистанционного обучения. Для других – использование современных средств коммуникации представляет реальную проблему.

Даниил Л. недоумевает: «Интересно, что делать людям, не дружащим с компьютером или банально не имеющим интернета? Это ведь достаточно большой контингент…»

Но есть и те, кто подчеркивает, что работе на компьютере можно научиться в любом возрасте, было бы желание.

«Периодически обсуждается вопрос, что врач без знания английского языка — почти не врач, — отмечает Нина Р. — Но без умения работать на компьютере в современном мире уже точно нельзя.

У нас, когда ставили компьютеры в регистратуре, две пенсионерки категорически отказались на них работать, пришлось уволиться. Другие две, тоже пенсионерки, освоили программы и продолжают благополучно работать.

Так что, кто хочет – тот работает».

Ее поддерживает врач под ником Z: «У нас пенсионеры нынешние уже больше 15 лет работают на компьютере, и даже некоторые недавние непенсионеры писали проги, а то, что многие доктора ЛПУ лучше наших IT знают комп, у нас даже не обсуждается, это очевидно! Есть врач за 80, который очень хорошо в программе работает».

Платное образование

Особое возмущение у многих вызывает необходимость платить за НМО. Так, врач Анна пишет: «Минимальную стоимость я видела 5 тысяч. Вам работодатель оплачивает? Мне нет, а платить каждый год из своего кармана и брать отпуск за свой счет — извините, но тогда дешевле не работать в бюджетных организациях».

Ольга К. отвечает: «Поэтому я перешла окончательно в медцентр. Мои курсы 36 часов стоят около 4-5 тысяч. Думаю, осилю даже, если мне не оплатит работодатель, и на неделю отпустят, а что делать?».

Задумываются об уходе

Новшества в системе НМО вызывают подчас такой стресс, что некоторые опасаются массового ухода из профессии.

Надежда К, рассуждает: «Будет вот что: врачи, которые сейчас получают сертификаты, проработают последние 5 лет и все! Как многие говорят у нас на работе: хватит, мы уйдем! Так что, лет через 5 большинство пенсионеров уйдет».

Мария разделяет эти опасения. «Мы работаем, не поднимая головы. Перерабатываем. Однозначно нет желания заводить личные кабинеты и шариться в них. Нет сил даже легкое чтиво почитать. Так что греет одна мысль, что по возрасту можно будет уже развернуться и уйти…», — пишет она.

Что делать?

Среди участников обсуждения немало и тех, кто не только критикуют, но и выступают с предложениями.

Аккредитация: как сделать первые шаги?

26 марта 2021

Система непрерывного медицинского и фармацевтического образования, кажется, уже давно вошла в нашу жизнь. Однако остается масса нерешенных вопросов. Среди них — один из главных для специалиста: о наборе баллов, необходимых для продолжения профессиональной деятельности.

В ситуации, когда высока неопределенность, важно понимать примерный алгоритм действий, чтобы уменьшить градус неопределенности в собственной профессиональной деятельности.

О каких аспектах аккредитации нужно знать сегодня фармацевту или провизору, особенно если он только начинает работать по специальности?Отвечает Анна Котлярова, доцент кафедры фармакологии с курсом фармации факультета дополнительного профобразования Рязанского государственного медицинского университета.

Немного истории. Еще в 2011 г. был принят закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2016 г. право на работу в медицине и фармации специалисты должны подтверждать свидетельством об аккредитации (такие положения содержит статья 69 данного закона).

В последующие годы (с 2016 по 2021 г.) в Минздраве России и профессиональных сообществах шла работа по внедрению непрерывного медфармобразования (НМиФО). Немаловажное значение в данном процессе сыграло создание специального образовательного портала Минздрава России https://edu.rosminzdrav.ru/ , где сосредоточена основная информация.

В январе же 2021 г. окончательно прекратилась процедура выдачи сертификатов. И теперь фармацевтические работники для допуска к профессиональной деятельности могут пройти только аккредитацию.

  • О НЕСКОЛЬКИХ ОТЛИЧИЯХ СЕРТИФИКАЦИИ И АККРЕДИТАЦИИ
  • Напомним терминологию: аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности.
  • Принципиально новым в процедуре допуска к фармацевтической деятельности стало то, что аккредитацию специалистов проводит не образовательная организация (как ранее с сертификацией), а региональная независимая, назначаемая Минздравом России, аккредитационная комиссия.

Сертификация специалистов проходила раз в 5 лет. Периодичность аккредитации точно такая же, но отличие в том, что готовиться к ней нужно не однократно за пятилетний цикл, а каждый год — небольшими сегментами.

При сертификации способом проверки знаний был сертификационный экзамен. При периодической аккредитации оценка знаний будет проходить через процедуру оценки портфолио.

Третье различие — наличие единых требований. Каждый специалист заранее знает, к чему ему готовиться. В случае периодической аккредитации — это оценка портфолио.

Процедура аккредитации в настоящий момент регламентируется Положением об аккредитации специалистов, утвержденным приказом Минздрава России от 02.06.16 №334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

Аккредитация бывает:

  • первичная;
  • первичная специализированная;
  • периодическая.

Мы рассмотрим аккредитацию периодическую, ведь именно она — конечная цель следования непрерывного образования и процедуры набора баллов.

Процедура включает в себя один этапоценку портфолио. В отличие от сертификации, которая предусматривала комплексную оценку знаний (тестирование, практические навыки и устное собеседование).

В то же время в аккредитации появились дополнительные сложности — о них расскажем далее.

ВНИМАНИЕ, ВОЗМОЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВОВОЙ БАЗЕ

Интересен проект приказа об утверждении Положения об аккредитации специалистов, вынесенный Минздравом на обсуждение: https://regulation.gov.ru/projects#npa=110051

В этом проекте Положения предусмотрен комплексный порядок оценивания портфолио аккредитуемого специалиста, включающий в себя 13 критериев оценок (что будет в окончательном документе, мы увидим после его утверждения).

Читайте также:  Физиотерапия при сахарном диабете - лечение и профилактика

Исходя из предложенных в проекте документа критериев, в качестве приоритетных для фармацевтических работников рекомендуем выделять:

  1. Освоение не менее пяти дополнительных профессиональных программ (36–часовых).
  2. Непрерывность повышения квалификации в течение 5 лет. Желательно не пропускать ежегодное обучение, т.к. за непрерывность специалисту начисляют дополнительные баллы при оценке портфолио.
  3. Высокую оценку вашей профессиональной деятельности руководителем.
  4. Качественное оформление профессионального портфолио.
  5. Участие в вебинарах, конференциях, в освоении электронных модулей (количество часов определяется недостающим показателем для набора 70 баллов).

Проект пока не принят, над ним ведется работа. В то же время на сегодня действует мораторий, и периодическая аккредитация приостановлена до 1 июня 2021 г. Процедура ее прохождения начнется с 1 июня 2021 г.

(согласно приказу Минздрава России от 08.02.21 №58н). Действие сертификатов/свидетельств об аккредитации, сроки которых истекают в период с 6 апреля 2020 г.

до 31 декабря 2021 года, продлевается на 12 месяцев со дня окончания их действия.

То есть сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации, полученные в 2016 г., будут действительны еще 1 год, но только при условии своевременного прохождения повышения квалификации!

КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПОСЛЕ ПЕРЕРЫВА

Хотелось бы обратить внимание на несколько вопросов, которые чаще всего задают нам фармацевтические специалисты.

  • Например, такой вопрос: «Сертификат провизора заканчивается в августе 2021 г., но баллы я не набирала. Какие дальнейшие действия»?

Здесь необходимо зарегистрироваться на портале edu.rosminzdrav.ru и начать обучение. Сертификат будет действителен до соответствующего дня в августе 2022 г. Это означает, что для набора баллов у вас есть чуть больше года. За это время нужно пройти либо 4–5 циклов повышения квалификации по 36 час., либо один по 144 час. Дополнительно нужно заниматься на образовательных мероприятиях.

Ближе к дате окончания сертификата необходимо будет обратиться в аккредитационную комиссию и предоставить портфолио, состоящее из баллов ЗЕТ и характеристики от работодателя.

Документы в аккредитационную комиссию можно подать лично, заказным письмом с уведомлением или по электронной почте.

  • Еще один актуальный вопрос: «Все ли программы на образовательном портале платные? Если работаю в бюджетной организации, могу ли учиться бесплатно»?

На портале представлены программы как платные, так и бесплатные (для работников бюджетных организаций). Необходимо мониторировать наличие бюджетных мест или связаться с образовательной организацией для получения консультации по данному вопросу. Большинство образовательных материалов бесплатные.

  • Третий вопрос: «Как пройти аккредитацию, если стаж прерван»?

Если на момент прохождения аккредитации сертификат специалиста просрочен и стаж прерывался более, чем на 5 лет, то нужно будет пройти цикл профессиональной переподготовки. А также первичную специализированную аккредитацию.

Если стаж прерывался менее, чем на 5 лет, и сертификат не просрочен, нужно формировать портфолио (это баллы плюс характеристика от работодателя, даже если он бывший руководитель) и проходить периодическую аккредитацию.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ПОДГОТОВКА

Периодическая аккредитация будет проходить начиная с 1 июня 2021 г. (согласно приказу Минздрава России от 08.02.21 №58н). Даты будут определены позже.

Несмотря на то, что введен мораторий, подготовку нужно начать уже сейчас, особенно если срок действия сертификата специалиста/ свидетельства об аккредитации закончились или заканчиваются. Необходимо уделить внимание и привести в соответствие основные пункты, а именно:

  • сведения об освоении программ повышения квалификации;
  • сведения об индивидуальных профессиональных достижениях.

Первый пункт включает в себя обучение, которое проходит специалист в образовательных организациях.

Второй пункт — это отчет, полученный от работодателя по профессиональной деятельности. Отчет писать пока рано, но можно сделать заготовки.

А вот об обучении хотелось бы поговорить подробнее: это будет полезно всем, и тем, кто планирует сейчас выйти на периодическую аккредитацию, и тем, кто только недавно вступил в НМиФО и находится в начале формирования индивидуальной траектории.

Первое — формировать портфолио можно на портале edu.rosminzdrav.ru (информационная система планирования и учета образовательной активности). Портал создан в 2016 г., модернизирован в 2019-м и необходим для выбора образовательных программ, для формирования образовательных траекторий. Там же происходит учет и контроль качества обучения.

Второе — для оценки портфолио предполагается учитывать:

  • контроль объема — это тот самый объем часов, необходимый для периодической аккредитации;
  • контроль частоты освоения — чем регулярнее специалист проходит обучение, тем выше балл его портфолио.

Рекомендации для специалистов — каждый год проходить по 36 час. повышения квалификации и дополнительно набирать 14 час. образовательными мероприятиями и интерактивными образовательными модулями (рис.). В сумме 50 час. Именно данная модель будет основной.

Рис. Рекомендации по объему, графику обучения и долевому распределению различных компонентов непрерывного образования

Источник: https://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/vo/

Выбрать учебную программу специалист может в личном кабинете на сайте https://edu.rosminzdrav.ru/ Там же происходит формирование заявки на обучение. Все программы, которые можно увидеть на портале, составляются на основании профессиональных стандартов. Далее они проходят рецензирование, если необходимо, то и экспертную оценку — и только после этого становятся доступными. Любая программа оценена рецензентом портала, она соответствует профстандарту.

При выборе программ обучения руководствуйтесь приоритетными направлениями своей деятельности или теми новыми направлениями и тенденциями, которые в настоящее время актуальны для вашей специальности.

Например, произошло изменение нормативной базы, масштабный пересмотр и отмена нормативных правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность.

В таком случае интересно будет пройти тематические циклы и актуализировать свои знания.

Вводятся электронные рецепты — держим руку на пульсе и проходим циклы по тематике отпуска и учета лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента и т.д.

  1. ЧТО ТАКОЕ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ»
  2. Термин может вызвать вопросы, ведь не каждый учебный семинар будет таким мероприятием с точки зрения НМиФО.
  3. По определению, образовательное мероприятие — это мероприятие, реализуемое с участием медицинских и фармацевтических профессиональных некоммерческих организаций (или же одобренное ими) и, кроме того, имеющее основной целью совершенствование имеющихся (или освоение новых) знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся для осуществления качественной профессиональной деятельности.

Чтобы выбрать образовательное мероприятие на портале, понадобятся следующие шаги.

Перейдите в раздел «Мой план» (если у вас несколько специальностей, с левой стороны в графе «Мои пятилетние циклы» выберите соответствующий пятилетний цикл, в рамках которого вы хотите запланировать обучение) и нажмите кнопку «Добавить элементы». На верхней панели выберите вкладку «Образовательные мероприятия».

  • В верхней части таблицы и на боковой панели размещены фильтры, вы можете воспользоваться ими для поиска интересующего вас образовательного мероприятия.
  • Нажмите на строку с названием нужного мероприятия, откроется страница с информацией о мероприятии, с правой стороны нажмите кнопку «Включить в план».
  • По интересующей тематике можно выбрать:
  • научно–практические семинары;
  • вебинары;
  • онлайн–конференции;
  • онлайн–семинары.

Последний — очень интересный формат. Он открывает множество возможностей. Например, послушать лекции и выступления профессоров и академиков, задать им интересующие вопросы и т.д. Но если мероприятие проходит онлайн, то предусмотрено обязательное подключение с контролем присутствия — просмотр записи мероприятия в зачет не пойдет.

В РЕЖИМЕ ГИБКОГО ГРАФИКА

В периоды, когда нет возможности участвовать в семинарах в строго определенное время (в т.ч. онлайн), можно обратиться к такому формату непрерывного образования, как интерактивный образовательный модуль (ИОМ).

Интерактивный образовательный модуль (ИОМ) — это образовательный элемент,

  • реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий,
  • обеспечивающий достижение и/или объективную оценку определенных результатов,
  • а также включающий в себя один или структурированную совокупность электронных образовательных ресурсов (а при необходимости и контрольно–измерительные материалы) и размещенный в электронной информационно-образовательной среде, доступ к которой предоставляется через портал.

При выборе курса можно ориентироваться на фильтр, расположенный слева. Можно отфильтровать курсы по типу ИОМ:

  • по клиническим рекомендациям (ИОМ-КР);
  • тематический (ИОМ-Т);
  • (ИИМ).

Возможен и выбор по виду модуля:

  • электронный образовательный курс (ЭОК);
  • ЭОК с видеолекцией;
  • ЭОК с учебной презентацией;
  • ЭОК с аудиолекцией;
  • интерактивная ситуационная задача с VR-тренажером;
  • интерактивная ситуационная задача;
  • комбинированный ЭОК;
  • учебный фильм;
  • запись информационного вебинара;
  • интерактивная ситуационная задача c 2D анимацией;
  • ЭОК с текстовым документом;
  • интерактивная ситуационная задача c 3D анимацией;
  • тренинг.

Плюсы этого формата в том, что занятияможно проходить асинхронно в любое удобное время. Можно выбрать и тип учебных материалов. Также формат подходит для добора баллов, если в портфолио их не хватает и за ограниченное количество времени нужно быстро их набрать.

Чтобы выбрать ИОМ, перейдите в раздел «Мой план» (если у вас несколько специальностей, с левой стороны в графе «Мои пятилетние циклы» выберите соответствующий пятилетний цикл, в рамках которого вы хотите изучить ИОМ), нажмите кнопку «Добавить элементы», на верхней панели выберите вкладку «Интерактивные образовательные модули».

В верхней части таблицы и на боковой панели размещены фильтры. Ими можно воспользоваться для поиска интересующего модуля. Нажмите на строку с названием нужного ИОМ, и откроется страница с информацией о нем. После этого появляется возможность добавить модуль в план. Для этого нажмите кнопку «Включить в план» и по необходимости сразу начните его освоение, нажав кнопку «Перейти к обучению».

Если у вас несколько специальностей — при выборе образовательной программы повышения квалификации, образовательного мероприятия или интерактивного модуля обратите внимание на дополнительное обозначение.

Если семинар, модуль или программа подойдут сразу для двух сертификатов или свидетельств об аккредитации, то справа будет зеленый кружок с пометкой внутри — «х2» или «х3» (для двух или трех специальностей соответственно).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *