5 причин любви к профессии — мой выбор и мотивация.

Мотивы выбора профессии

Потребность в безопасности и защите – основная потребность, которая мотивирует человека установить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения.

Потребность в безопасности и защите значительно влияет и на выбор профессии (Maslow А., 1987). Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение – все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Как показывают последние исследования, именно высокая доходность от работы является главным условием выбора профессии в настоящее время.

Это связано с тем, что практические соображения обычно выступают доминирующим мотивом в выборе профессии среди молодежи – именно в период экономического спада и массовой безработицы, В это время часто отсутствует возможность посвятить себя любимому делу и приходится выбирать такую профессию, которая позволит найти работу, т. е. пользуется спросом, и даст средства к существованию.

Ранние браки и необходимость содержания семьи также побуждают молодых людей искать работу в иной сфере деятельности, чем та, которую они бы выбрали, если бы у них были «развязаны руки».

Художник, например, может работать в каком-нибудь рекламном или информационном агентстве, занимаясь живописью лишь по выходным в качестве хобби, а музыкант – работать в ресторане, посвящая написанию музыки только свободное от работы время.

Другими мотивами профессионального выбора могут быть следующие факторы.

? Родительские установки. Дети, находящиеся в центре внимания семьи, могут вырасти зависимыми от потребности в принадлежности к группе, в любви и уважении других (Roe А., 1957). В последующие годы они будут очень остро сознавать мнения и отношения окружающих.

В результате их привлекают профессии, которые дают им возможность контактировать с людьми и пользоваться их уважением.

Такие люди предпочитают работу, выполняя которую они смогут помогать окружающим, или же будут тяготеть к профессии, связанной с культурой, возможно, в сфере искусства или развлечений.

Кроме того, семья обычно служит моделью определенного образа жизни и является для человека источником важных жизненных ценностей и убеждений. Так, в западных странах дочерей работающих матерей отличает, как правило, более высокая мотивация достижения и большее стремление сделать карьеру, чем девушек, чьи матери не работают вне дома (Hoffman L., 1989).

? Необходимость реализовать собственные способности, то есть добиться самоактуализации. Другими словами, человек делает то, что, как ему кажется, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствовать его личностному росту.

? Интерес к профессии. Нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. В этом случае романтика быстро улетучивается и остаются «суровые будни». Если человек оказывается неподготовленным к ним, то такая работа становится в тягость и обычно заканчивается сменой профессии.

? Общественный престиж. Профессия выбирается исходя из соображений ее престижности в обществе.

? Полоролевые факторы. Например, женщины реже выбирают научную карьеру из-за сомнения в своих способностях в овладении науками (Ware N., & Steckler N., 1983).

Они предпочитают такие профессии, которые либо позволяют им уделять больше внимания семье (работа с неполным рабочим днем; не требующая много сил и времени, но связанная с ограниченными возможностями продвижения по службе и более низкими заработками), либо традиционно более свойственны женщинам: педагогика, здравоохранение (обычно предполагающие заботу о ком-либо).

? Ориентация на сложившуюся систему социальных ценностей, отражающая сознательность выбора профессионального пути. Так, согласно Г. Олпорту (Allport, 1961), человек, придающий особое значение теоретической ценности и заинтересованный в раскрытии истины, соответственно избирает для себя деятельность в области фундаментальной науки или философии.

? Человек, придающий особое значение экономической ценности и ценящий то, что полезно и выгодно, выбирает профессию, которая позволяет «делать деньги».

? Субъект, ценящий эстетику, то есть форму и гармонию, воспринимает любые жизненные события с точки зрения привлекательности и уместности и посвящает себя работе, требующей повышенного и активного интереса к эстетическим сторонам жизни.

? Для человека с наивысшей социальной ценностью выбор профессии определяется любовью к людям, всяческой заботой о них. В чистом виде социальная установка предполагает альтруистический образ жизни.

? Доминирующим интересом политической ценности выступает власть. Профессиональная активность в этом случае не обязательно будет ограничиваться сферой политики. Человек, основной ценностью которого является власть и влияние, будет стремиться к ней в любой сфере деятельности.

? Религиозная ценность проявляется в понимании мира как единого целого. Люди, для которых религиозная ценность является ведущей, стремятся соединиться с высшей реальностью мироздания, находя в этом свой смысл существования.

5 причин любви к профессии - мой выбор и мотивация.

Женщины обычно предпочитают профессии, предполагающие заботу о ком-либо (педагог, врач)

Исследования, проведенные в 1999 г. А. А. Реаном, Т. В. Андреевой, Н. Л. Москвичевой и Н. Н.

 Киреевой среди студентов 6 факультетов СПбГУ (всего в них принимали участие 287 студентов факультетов журналистики, психологии, экономического, философского, механико-математического и медицинского), показали, что основной мотив, определивший их профессиональный выбор, был обусловлен соответствием специальности способностям и склонностям.

Также в качестве основных были названы мотивы: возможность творческой работы и самовыражения и престижность университета (2-е и 3-е места соответственно). Предпочтение первых трех мотивов профессионального самоопределения характерно для всех факультетов без исключения.

Между тем существуют и характерные различия. Так, для студентов факультетов журналистики и экономики на первом месте стоит мотив возможности творческой работы и самовыражения. Кроме того, важным является мотив признания своей специальности современной и престижной.

На медицинском и психологическом факультетах предпочтение отдается мотиву полезности выбранной профессии для общества. Здесь же важна семейная традиция и крайне редко в качестве мотива выбора профессии называется престижность.

  • Для механико-математического факультета чаще других характерна случайность выбора профессии – 7 % от числа опрошенных, в то время как на медицинском факультете таких студентов нет вообще.
  • Результаты исследования выявили определенную особенность: стремление выбора высокооплачиваемой профессии не проявилось в качестве ведущего мотива ни на одном факультете.
  • Интересными также представляются данные о том, что для философского и психологического факультетов важен мотив познания себя, окружающего мира, самого процесса учебы, то есть ярко выражен познавательный мотив, а для философов-политологов – мотив большой перспективности выбранной профессии в будущем.

Период выбора профессии, когда молодые люди пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях, обычно к 25 годам заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения. С 25 лет начинается этап упрочения карьеры, когда доминирующей потребностью становится необходимость занять прочное место в выбранной сфере деятельности.

Психологический портал

Для подростка выбор профессии в значительной степени — сложная дискуссия с самим собой и окружающим его миром.

Справлюсь ли я с обязанностями, предполагающимися на будущей работе? Будет ли удовлетворять будущая профессия мои амбиции и интересы? Как отнесутся к выбору мои родители? Высокооплачиваема ли будет выбранная профессия через пять лет учебы в институте? Эти и многие другие вопросы лежат в основе мотивации выбора профессии у старшеклассника.

Сам термин “мотивация” представляет более широкое понятие, чем термин “мотив”. Мотивация — совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Профессиональная мотивация — это циклический процесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором подросток и ситуация выбора взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение в выборе будущей профессии.

Мотивация в данном случае — процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив и мнения ближайшего окружения.

Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы представляют собой особый род побудителей человеческого поведения, они могут быть внешними и внутренними.

  • С одной стороны мотивация выбора профессии может быть направлена на достижение успеха, когда профессиональная деятельность выполняется с целью получения положительных достижений: хочу выбрать интересную профессию, чтобы с удовольствием ходить на работу; готовлюсь к экзаменам, чтобы поступить в желаемый институт; работаю над проектом, чтобы именно он был признан лауреатом на конкурсе.
  • С другой стороны профессиональная мотивация может носить характер избегания неудач: выбираю профессию, чтобы не остаться «в дворниках» (как часто запугивают родители); хожу к репетитору, чтобы поступить хоть в какой-нибудь ВУЗ; выполняю работу вовремя, чтобы избежать штрафных санкций от начальника.
  • На формирование мотивов человека оказывают влияние различные социальные факторы, они многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии старшеклассников влияют следующие социальные факторы:
  1. настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
  2. прошлое: история индивида, его собственный опыт;
  3. будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний.

Мотивация выбора профессии у подростка может быть и отчасти бессознательной, когда профессиональные потребности и цели, управляющие поведением человека, осознаются им частично.

В научной литературе единой классификации мотивов выбора профессии нет. В одном случае выделяются такие группы мотивов как:

  • общая мотивация;
  • романтика профессий;
  • научно-познавательные мотивы;
  • мотивы общественной значимости профессии;
  • ссылка на пример.

В другом рассматриваются:

  • осознание перспективности избранной профессии;
  • учебные и внеклассные интересы;
  • желание приносить пользу;
  • влияние родных и знакомых.

В третьем выделяют следующие мотивы выбора профессии:

  • социальные мотивы;
  • моральные мотивы;
  • этические мотивы;
  • познавательные мотивы;
  • творческие мотивы;
  • мотивы, связанные с содержанием труда;
  • материальные мотивы;
  • престижные мотивы;
  • утилитарные мотивы.

Резюмируя вышеперечисленное, можно сказать, что основными мотивами выбора профессии подростка являются: позиция родителей, преподавателей, друзей; свои личные способности и предпочтения; информированность о профессиях и современном состоянии рынка труда. Причем чем шире диапазон выбора, тем, как известно, он психологически сложнее.

Читайте также:  Реабилитация после кесарева сечения: правила, упражнения, вопросы

С уважением, Психолог-профконсультант — Воспянская Мария

Источник: Дети рост

Выбор профессии: по любви или по расчету? / Интерфакс — Высшее образование в России

Чтобы перечислить основные мотивы выбора профессиональной деятельности, хватит пальцев одной руки.

Наиболее понятный и очевидный мотив труда – деньги. Немецкий психолог Эрих Фромм называет этот мотив «стяжательским» и одним из деструктивных, а тип человека – рыночным. Рыночный человек, по Фромму, воспринимает себя как товар, который надо подороже продать.

Деньги – полезная вещь, но грустно было бы сводить смысл работы к заработку. Хотя традиционно профессией называется деятельность, направленная на благо общества, существует масса «услуг» на грани или за гранью закона, перечислять которые мы здесь не будем.

Повышенная потребность быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в политику, мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплен талантом и трудолюбием. Если нет – мир получит еще одного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена, самовлюбленного политика.

Стремление к славе как ведущий мотив деятельности блокирует творческие способности и разрушает личность.

В последние годы резко выросло число школьников, которые хотят быть писателями при отсутствии литературных способностей – только для того, чтобы написать книгу, издать хотя бы в одном экземпляре и поставить на полку как предмет гордости.

Еще один мотив выбора профессии – стремление к власти. Если власть – не инструмент достижения каких-то благородных целей, а самоцель, то такой человек опасен для общества.

Эти мотивы образуют триаду: жажда денег обычно обусловлена желанием с их помощью достичь большей власти и славы, а стремлении к власти и славе вызвано желанием иметь много денег. Многие старшеклассники хотят быть чиновниками, политиками и депутатами потому, что эти профессии отвечают их потребностям в деньгах, славе и власти.

Пользуясь аналогией с выбором спутника (или спутницы) жизни, эти мотивы характеризуют профессиональный выбор как «брак по расчету». Не касаясь этической стороны вопроса, отмечу, что профессиональная успешность и удовлетворенность трудом в этих случаях проблематичны, логическое развитие деструктивных мотивов обычно приводит к эмоциональному выгоранию и психическим расстройствам.

 К счастью, еще есть люди, движимые иными мотивами.

Творчество – ведущий мотив труда людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения или только заработка. Творческое отношение к труду – это основа профессиональной успешности. Хотя творчество традиционно связывают с искусством и наукой, оно может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум.

Служение как мотив труда встречается все реже. Возможно, поэтому в наше время такая редкость – хорошие врачи и учителя, предупредительные продавцы, вежливые официанты.

Ратное дело традиционно называется службой. В классической актерской среде принято говорить: «Я служу в театре», что подчеркивает высокий смысл актерского ремесла.

Служение – это не столько вид деятельности, сколько отношение к своему делу.

Эти мотивы тесно связны с любовью как целью и смыслом любой деятельности. Они дают нам силы и возможности достигать душевного комфорта, хотя не всегда избавляют от материальных проблем. Чаще всего по специальности работают молодые люди, выбирающие профессию «по любви».

Наверное, возможны отношения с профессией по типу «стерпится – слюбится», когда с годами начинаешь любить дело, выбранное из практических соображений. Но в моей практике психолога-профконсультанта такие не встречались – возможно, потому, что человек, преодолевший противоречие «по любви или по расчету?», в услугах психолога не нуждается.

В чистом виде все пять мотивов встречаются разве что в книгах – у каждого человека свои пропорции, которые меняются вместе с обстоятельствами и мироощущением. Осознание своих мотивов требует смелости и честности. Но без этого правильный выбор профессии проблематичен, так как предполагает понимание: «Что я хочу от будущей профессии?».

Авторская Методика «Иерархия мотивов труда»

Инструкция: оцените каждый из пяти вариантов ответа по степени их привлекательности для вас, обведя одну из цифр от 5 баллов за самый привлекательный для вас вариант до 1 балла за самый непривлекательный. Цифры в каждой группе ответов не должны повторяться!

1.                                     Я предпочитаю профессию, которая позволит мне
А) Быть в центре внимания 1 2 3 4 5
Б) Помогать людям 1 2 3 4 5
В) Управлять другими людьми 1 2 3 4 5
Г) Заниматься творчеством 1 2 3 4 5
Д) Не испытывать материальных проблем 1 2 3 4 5
2.                                     Если бы у меня было много денег, я бы вложил(а) их
А) В рекламу своей деятельности 1 2 3 4 5
Б) В благотворительную деятельность 1 2 3 4 5
В) В свою предвыборную кампанию 1 2 3 4 5
Г) В исследования и творческие проекты 1 2 3 4 5
Д) В надежные акции или в банк под высокий процент 1 2 3 4 5
3.                                     Меня привлекает профессия
А) Актера, журналиста, телеведущего 1 2 3 4 5
Б) Священнослужителя, врача, учителя 1 2 3 4 5
В) Политика, руководителя 1 2 3 4 5
Г) Ученого, художника, писателя, поэта 1 2 3 4 5
Д) Банкира, финансиста 1 2 3 4 5
4.                                     Мне ближе высказывание
А) У человека, слава которого гремит, никогда не будет недостатка в друзьях и приязни людей 1 2 3 4 5
Б) Если вы ищете способ сделать свою жизнь осмысленной, начните помогать другим людям 1 2 3 4 5
В) Стремление к власти так же присуще человеку, как и преклонение перед властью над собой 1 2 3 4 5
Г) Кто испытал наслаждение творчества, для того другие наслаждения уже не существуют 1 2 3 4 5
Д) Деньги правят миром, и тот сильнее, у кого их больше 1 2 3 4 5
5.                                     Для меня важнее всего в жизни
А) Cлава, признание окружающих 1 2 3 4 5
Б) Возможность служить другим людям 1 2 3 4 5
В) Власть над другими людьми 1 2 3 4 5
Г) Творческая свобода 1 2 3 4 5
Д) Финансовое благополучие 1 2 3 4 5
Сумма баллов
  • Обработка: Подсчитайте число баллов в каждом столбце:
  • 20-25 баллов – ярко выраженный мотив труда
  • 15-19 баллов – выраженный мотив труда
  • 10-14 баллов – слабо выраженный мотив труда
  • 5-9 баллов – мотив труда не выражен
  • Каждая колонка соответствует определенному мотиву труда:
  • I – «Слава»

Стремление быть в центре внимания нередко приводит человека на телевидение, в мир моды, журналистику, шоу-бизнес. Хорошо, если этот мотив подкреплен талантом и трудолюбием.

Если же нет, то мир получит очередного безголосого певца, бездарного журналиста, назойливого шоумена.

Этот тип мотивации очень заразен, потому что вызывает справедливое недоумение: почему эта посредственность всем известна, а я – нет? Чем я хуже?

II – «Служение»

Этот мотив является полной противоположность предыдущего и встречается все реже. Возможно, поэтому в наше время становятся редкостью хорошие врачи и учителя, предупредительные продавцы, вежливые официанты.

В актерской среде принято говорить: «Я служу в театре», что подчеркивает высокий смысл актерского ремесла.

Служение – это отношение к своему делу, которое отличает духовно зрелых людей, ставящих интересы дела и других людей выше собственных.

III – «Власть»

Желание командовать и управлять встречается намного чаще, чем способность к руководящей деятельности, поэтому так много некомпетентных руководителей. В идеальном варианте власть может быть не самоцелью, а инструмент достижения благородных целей.

Испытание властью – одно из самых сложных в жизни любого человека. Наверное, самое яркое описание феномена власти дал Толкиен в книге «Властелин колец».

В реальной жизни политики так же неохотно расстаются с властью, как Горлум, Фродо или Бильбо Бэггинс с кольцом.

IV – «Творчество»

Творчество как ведущий мотив встречается у людей, для которых работа – средство самореализации, а не самопрезентации, самоутверждения и заработка.

Творческое отношение к труду – основа профессиональной успешности, поэтому ему обычно сопутствует уважение и достаток.

Хотя творчество традиционно связывают с искусством и наукой, оно может проявляться в любой деятельности. Творческая личность постигает мир через любовь и разум.

V – «Деньги»

В современных условиях деньги – самый распространенный мотив труда. Рыночная личность воспринимает себя и других как товар, который надо выгодно продать. Главное в ее жизни — карьера и деньги.

Деньги как ведущий мотив характерен для очень бедных и очень богатых людей, потому что смысл их жизни – экономия и накопительство. Опасность этого мотива труда заключается в неразборчивости средств для достижения цели.

Большая часть преступлений совершается из корыстных мотивов.

Мотивационные факторы в выборе профессии у старшеклассников



Мотиваация — побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои потребности. Мотивация оказывает косвенное влияние на процесс выбора профессиональной деятельности.

В настоящее время все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении педагога дополнительного образования. Именно они, педагоги дополнительного образования, непосредственно сталкиваются с профессиональным определением обучающихся.

Особую актуальность эта проблема приобретает в настоящее время. Учащиеся 10–11 классов испытывают стрессовое состояние, находясь перед выбором профессии. Сегодня необходимо помочь им в выборе их профессиноальной деятельности.

Именно для оказания такой помощи существуют квалифицированные специалисты, способные профессионально подойти к этому процессу.

Профессия педагога дополнительного образования в профессиональном обучении относится к такому типу профессий, который именуется «человек — человек».

Работа в профессии такого типа требует высокой квалификации специалистов.

В работу педагога по достижению профессионального мастерства включается мотивационный компонент, способный обеспечивать преобразование знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста.

Читайте также:  Реабилитация при хронической венозной недостаточности

В процессе профессионального обучения актуально рассмотрение вопроса мотивации. В различных научных сферах свое определение мотивации. Так, в психологии, мотивацией является совокупность внешних и внутренних условий, спосбных побуждать субъекта к активности.

В социологии мотивацию рассматривают как осознаваемую потребность субъекта в достижении определенных благ.

Педагогам дополнительного образования, преподавателям и мастерам производственного обучения необходимо, опираясь на мотивационные факторы, помочь старшеклассникам в выборе профессии.

Мотивационные факторы занимают ведущее место в структуре поведения личности и являются основным понятием, которое используют для объяснения движущих сил деятельности в целом. Так что же такое мотив? Мотив — есть побуждение к активности и деятельности субъекта, неразрывно связанное со стремлением удовлетворять определенные потребности.

Мотивация может быть как внутренней, так и внешней. Педагог обязан донести до обучающихся важность внутренней мотивации. Именно она поможет определиться с выбором дальнейшее профессии.

В том случае, когда преобладает значимость внешней атрибутики профессии — то речь может идти только о внеейяя мотивации.

В исследованиях практической деятельности используют не только методологию выявления личностных мотивов, но также используют и усредненные, которые помогают в изучении мотивации профессиональной деятельности социальных групп.

Анализ выбора старшеклассников способствует обнаружению большго разнообразия мотивов, кторые влияют на результативность процесса профессионального самоопределения.

Наряду с экономическими мотивами большое значение имеют и психологические мотивы, такие как самоуважение, моральное удовлетворение работой, признание со стороны членов профессионального коллектива.

Все мотивы основываются на изучении спроса, что является причиной рождения двух уневирсальных мотивационных теорий: содержательной и процессуальной.

Согласно первому подходу потребности человека и есть основной мотив поведения, и, соответственно, деятельности личности. Энтузиастами данного подхода являются такие психологи, как Абрахам Маслоу, Фредерик Герцберг и Дэвид Мак Клеланд.

В основу второго подхода положены процессуальные теории, такие как теория справедливости, теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, и модель Портера Лаулера.

В разработке мотивационной теории наибольших успехов достигли Л. С. Выготский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов.

Ими была выдвинута гипотеза: степень выраженности, уровень и характер мотивации оказывают влияние на эффективность обучения, выполнение профессиональной деятельности, способствуют или препятствуют становлению специалиста-профессионала.

На выбор профессии старшеклассниками влияют множественные факторы, это и мнение родителей, сверстников и школьного персонала; полоролевой фактор; интеллектуальное развитие и индивидуальные способности, и кончно же интерес к определенному виду деятельности.

Так, по мнению А. И. Зелинченко и А. Г. Шмелёву, мотивационные факторы разделены на внутренние и внешние.

К внешним мотивационным факторам относятся:

  1. Факторы давления — рекомендации, советы, указания со стороны других людей, примеры героев кино, требования объективного характера(служба в армии, материальное положение внутри семьи), индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья).
  2. Факторы притяжения-отталкивания — примеры со стороны непосредственного окружения человека; обыденные эталоны «социального преуспевания» (мода, престиж, предрассудки).
  3. Факторы с относительной бессодержательной мотивировкой:
  • − этой профессии легко научиться;
  • − так поступили мои друзья;
  • − учебное заведение находится близко от дома;
  • − работа не очень трудная.
  1. Факторы социально-экономического характера:
  1. − люди с этой профессией везде нужны;
  2. − материальные блага.
  3. К внутренним факторам мотивации отнесены следующие понятия:
  1. Желание принести пользу обществу.
  2. Привлекает содержание этой профессии.
  3. Притязание на общественное признание.
  4. Наличие практических качеств.
  5. Присутствие интересов, склонностей, способностей.

В тех случаях, когда учащиеся недостаточно осведомлены о мире профессий, о своих личностных качествах, большую роль в выборе профессии играют внешние факторы.

Среди различных психологических явлений, которые принимаются за мотив или побуждение к деятельности, наибольшое внимание уделяется интересу. Интерес представляется как волевой импульс, который направляет действия человека.

С точки зрения психологии мотивации интерес может быть рассмотрен в двух аспектах: интерес как отношение и интерес как потребность.

В большинстве случаев современные психологи связывают интерес с потребностью, но представляют эту связь в абсолютно разных формах. В. Вичев, А. К.

Ковалёв, представляют что это всего лишь интерес к определённой форме самых разных потребностей, а такие психологи как Л. С. Выготский, Б. И. Додонов, В.

Макдауголл считают, что интерес — это не простая потребность, а более сложное и широкое явление.

Проведя краткий анализ связи потребностей и интересов, можно прийти к выводу, что потребности формируют интересы, но интересы не сводятся только к потребностям.

Интерес выражает личную симпатию индивида к какому-либо виду деятельности, в то время как потребность выражает лишь необходимость.

В тех случаях когда интерес к данному виду деятельности перерастает в необходимость, он трансформируется в мотив при выборе профессии.

Многими психологами интерес рассматривается как отношение, которое на первый план выводит его эмоциональную окрашенность. Так, Б. И. Додонов рассматривает интерес как необходимость в переживании отношений, положительных эмоций. При этом эмоции могут быть индикаторами потребностей человека и не только положительными, но и отрицательными.

Следовательно, только положительные эмоции, которые испытывает индивид при удовлетворении своих потребностей, могут перерастать в положительно-эмоциональное отношение, что в дальнейшем пробуждает интерес к деятельности, удовлетворяющей потребность.

Однако, формирование профессионального интереса далеко не всегда возникает с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Как правило, интерес появляется инстинктивно, как следствие эмоциональной привлекательности какого-либо вида деятельности.

Это происходит еще в раннем детстве, когда ребенок в процессе игры примеряет на себя различные профессии. Заканчивается это в ранней юности, когда появляется необходимость осознанного решения, которое будет отражено на протяжении дальнейшей жизни индивида.

Принятие такого решения возможно только в том случае, если в этот момент интерес стал потребностью, которая и выступит решающим фактором в выборе дальнейшей профессиональной деятельности.

Не стоит забывать и о том, что помимо интереса к избранной деятельности должны необходимо соотносить и интеллектуальные способности, и возможности индивида.

Интересы, в том случае, когда они основаны на личностных способностях, более сильны и реалистичны, чем те интересы, которые просто обусловлены системой ценностей в данном обществе или же факторами престижа.

Пилотажное исследование показало, что частым явлением в профессиональном самоопределении, является наличие только лишь интереса к определённому виду деятельности. Этот интерес часто имеет лишь романтический характер, не связанный с реалиями данной деятельности.

Случается, что такой выбор, оказывается удачным, не смотря на то, что он основан лишь на внешнем впечатлении или же подкреплён советами окружающих.

Но чаще романтика выбранной профессии улетучивается достаточно быстро, остаются «серые будни», а именно к ним человек совершенно не готов ни эмоционально, ни физически, ни по своим интиллектуальным способностям.

В этот момент работа перстает приносить удовлетворение человеку, превращаясь в затяжную медленную пытку. В этом случае человек вынужден менять профессию, делая новый выбор, основанный уже не только на внешних мотивах, но и внутренних.

В этот момент, мотивационные факторы становятся движущей силой процесса, определяющей его характер или отдельные черты. В нашем исследовании — это движущая сила выбора профессии старшеклассниками. Профессию необходимо выбирать с четом многих обстоятельств, необходимо брать во внимание как ретроспективу данного выбора, так и прогнозировать его возможное развитие.

Выбирать профессию можно двумя способами.

Первый способ предполагает метод «проб и ошибок», пробуя себя в различных областях, пока не находишь ту единственную профессию, которая приносит тебе не только материальное благосостояние, но и эмоциональное удовлетворение от самого процесса работы. Используя это способ выбора профессии можно потратить многие годы, но нет гарантий, что поиск увенчается успехом.

Возможен еще один путь поиска себя в профессиональной деятельности.

Он сводится к тому, что сначала необходимо изучить самого себя, затем ознакомиться с миром профессий, узнать требования профессии к человеку — и соотнести их со своими особенностями.

И только в том случае, если требования профессии к человеку совпадают с его индивидуальными качествами, выбор профессии будет осознанным и достаточно точным.

Успешность выбора профессиональной деятельности во многом определяется психологической готовностью старшеклассника к принятию осознанного решения в выборе профессии, которая имеет глубокую связь с формированием профессиональной направленности личности.

Адекватная самооценка способностей, реалистичность уровня притязаний, устойчивость профессиональных намерений, достаточная информированность о профессиях — вот главные составляющие успеха в выборе профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение — это один из главных компонентов социализации личности.

В том возрасте, когда человек еще не осознает до конца всех отдаленных жизненных выборов, таких как социальное продвижение, создание семьи, материальное благосостояние или духовное развитие, он уже сталкивается с проблемой выбора профессионального пути. Этот выбор является первым значимым шагом, с которого и начинается самостоятельный жизненный путь человека.

Этот первый шаг человек делает не опираясь на жизненный опыт, а скорее делает его интуитивно, опираясь на свои представления о своем будущем, о будущем того общества, того социума в котором ему предстоит жить.

Своевременная помощь, оказанная молодому поколению в выборе профессии побуждает задуматься о своем будущем, дает толчок к активизации самопознания, способствует формированию мотивационных факторов выбора профессии.

Литература:

  1. Буякас Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности [текст]: / Т. М. Буякас // Вопросы психологии, 2002. – № 2.
  2. Буйнов Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в вузе // Вестник Ге Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Сорокина Л. А., Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И. и др. Способ повышения умственной работоспособности человека. Патент на изобретение RUS 2435617 23.03.2010рценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.
  3. Плахов Н. Н., Зайцев А. Г., Буйнов Л. Г. Деформация в мотивационно-смысловой сфере как один из основных факторов, обуславливающих предрасположенность к асоциальному поведению. Сборник материалов 12-ой Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. С. 167–168.
  4. Макарова Л. П. Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый.2013. № 12 (59).С. 494–496.
  5. Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 98. С. 201–204.
  6. Сорокина Л. А., Сухоруков Д. В. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность. Образование и наука. 2014. № 2. С. 139–153.
  7. Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.
Читайте также:  Теплолечение - лечение и реабилитация тепловыми процедурами

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, интерес, профессиональная деятельность, дополнительное образование, потребность, вид деятельности, выбор, мотив, мотивация, профессиональное самоопределение.

Любовь к работе как залог успеха

Любовь к работе как залог успеха

Удивительное дело. На этапе усвоения теории всё идёт гладко. Но как только возникает необходимость перейти к действиям, многие начинают нервничать. Я беседовал с людьми, размышлял над этой темой и вот к какому выводу пришёл. Старшее поколение наверняка помнит время, когда трудом наказывали.

Это была некая повинность, к которой «приговаривали» за плохое поведение, за непослушание. И у многих к работе сложилось достаточно специфическое отношение.

«От работы кони дохнут» — знаете такую народную поговорку? А как вы относитесь к труду? Не вызывает ли у вас слово «работа» похожих ассоциаций? В положительном ответе может крыться причина вашей неспособности ни проявить себя на нынешней должности, ни организовать и развивать собственный бизнес.

Не исключено, что заложенная глубоко на подсознательном уровне программа заставляет вас относиться к работе как к каторге, поэтому работа для вас — это напряжение. Это пот, кровь и ограничение. Но без неё никуда. Ведь надо же выживать…

Если к решению вопроса подходить с таким отношением, может случиться непоправимое. Есть шанс превратиться в человека, который занимается активной ИБДой (имитацией бурной деятельности) и ожидает, что ему выдадут за неё зарплату. Такие люди часто недовольны своим положением. Денег всегда не хватает, и начальник почему-то всегда гад.

Если такой подход к делу вам не свойственен, я за вас очень рад. Значит, вам будет достаточно легко двигаться дальше, к реализации своей цели. Если же упомянутые выше убеждения вам не чужды, примите мои поздравления: у вас есть уникальная возможность поменять своё отношение к работе и осознать, что это великий дар.

Когда-то и для меня работа была пыткой. Но одно простое упражнение, одно простое разъяснение позволило поставить всё на свои места. Хочу поделиться с вами своей радостью. Вот уже более 20 лет я не работаю. Не подумайте, что я состарился и вышел на пенсию. Здесь другое. Когда я говорю, что больше не работаю, это значит, что свою деятельность я не называю РАБОТОЙ. Вот в чём секрет!

Многие люди, и вы наверняка тоже, преследуют цель накопить как можно больше денег, чтобы затем не работать. Однако подобная цель, как правило, недостижима. Доходы растут вместе с потребностями. Соответственно, и расходы пропорционально возрастают. Годы идут, а воз и ныне там.

Такое отношение к делу, которым вы занимаетесь, не приведёт к великому прорыву, и, самое главное, оно лишает вас состояния счастья. Потому что вы не любите свою работу. Она для вас лишь инструмент для выживания. Чтобы преуспеть, необходимо трудиться с душой.

Вкладываться в каждый день, в каждый час, в каждую минуту.

У меня для вас хорошая новость! Вы также можете не работать. Как? Очень просто: любите свою работу.

ЛЮБИТЕ СВОЮ РАБОТУ!

Но как поменять уже сложившееся отношение к труду? Давайте начнём с простого шага — поиграем в одну игру.

  • Закройте глаза и несколько раз произнесите вслух словосочетания:
  • • сочный лимон;
  • • красивая роза;
  • • красивая женщина.

Заметили, что происходит? За словами тут же возникает образ, за образом пробуждаются эмоции, за эмоциями следует определённое действие, которое вы совершаете. Или не совершаете, если эти эмоции — негативные.

СЛОВО ? ОБРАЗ ? ЭМОЦИЯ ? ДЕЙСТВИЕ = РЕЗУЛЬТАТ

Вот такая цепочка возникает и работает безостановочно. За каждым нашим словом, за каждой мыслью разворачивается аналогичная последовательность. А теперь закройте глаза и произнесите слово «РАБОТА». Как выглядит ваша цепочка? Она ведь всё равно появляется — это особенности деятельности мозга. Но вот качество данного образа может достаточно серьёзно повлиять на ваше желание действовать.

Так что давайте менять своё отношение. Поскольку для многих важен процесс осознания, я дам вам простенькое задание. Из двух предложенных мной трактовок слова «работа» выберите ту, которая будет вас мотивировать и придавать вам силы.

Вариант № 1.

РАБота— от слова РАБ. С этим словом у старшего поколения связана стойкая ассоциация: «Мы не рабы, рабы не мы». Вот и получается: когда вам предлагают поработать, вы подсознательно начинаете оказывать сопротивление. Согласитесь, не очень хорошая мотивирующая формулировка для того, чтобы достигать великих результатов.

Вариант № 2.

РА — верховное божество древних египтян, бог Солнца.

БОТАТЬ — одно время это слово означало «разговаривать, вести беседу». Позднее оно перекочевало в жаргон уголовников. Может быть, в этом кроется причина его непринятия. Ведь не секрет, что многие наши сограждане прошли через лагеря и зоны… Но давайте остановимся на позитивном значении. Ботать — значит беседовать.

А теперь даём полный перевод слова в новой интерпретации. Прислушайтесь к себе.

  1. • РАБОТАТЬ — беседовать с богом.
  2. • РАБОТАТЬ — творить.
  3. • РАБОТАТЬ — созидать.

Как вам такой подход? Выбирайте, что вы намерены делать со своей жизнью. Становиться рабом или творить, вести беседу с Создателем или батрачить на дядю. Ваш выбор определит и результаты, которые вы получите.

От вашего выбора зависит, испытаете вы состояние счастья или… Выбирайте. А пока вы размышляете, приведу несколько высказываний величайших умов человечества о труде.

Они любили свою работу и оставили после себя великое наследие.

  • Работа необходима для здоровья.
  • Гиппократ
  • Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью.
  • Джордж Вашингтон
  • Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша!
  • Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!
  • Максим Горький
  • Здравый смысл и трудолюбие компенсируют вам нехватку таланта, тогда как вы можете быть гением из гениев, но по глупости загубить свою жизнь.
  • Бернард Шоу

Увлечённость собственной работой — великое качество. Но при этом важно помнить, что вокруг вас тоже люди: семья, родственники, друзья, сотрудники. Учтите: чрезмерное увлечение работой приводит к жизненному дисбалансу. Семьи трудоголиков страдают от недостатка внимания.

Сами трудоголики плохо переносят противоречия. В результате они разоряются, имеют неприятности с законом, разрушают личную жизнь, пренебрегая своими близкими. Это известные последствия. Но вы можете избежать подобного развития событий, сохранив страсть и любовь к людям.

Помните об окружающих и всегда уделяйте им внимание. Это не потребует от вас значительных затрат времени. Ваша искренность, ваши добрые слова, ваше живое участие сполна компенсируют ваше увлечение работой. Ну и, естественно, проводите всё свободное время с близкими.

Будьте с ними каждую свободную минуту.

Однажды я был на концерте Александра Розенбаума. Великолепный певец, человек, профессионал. И ему из зала задали один вопрос.

«Александр, скажите, пожалуйста, а какая ваша самая заветная мечта?»

Ответ был прост, но его искренность поразила зал: «Моя самая большая мечта — просто побыть с близкими.

Я безмерно люблю свою работу, я счастлив служить вам, мои дорогие слушатели. Но я так же люблю свою семью и каждую минуту, которую я провожу с ними, посвящаю только им».

Любовь к работе является важнейшим источником счастья и успеха. Хорошо иметь возможность самовыражаться посредством работы. И не только художники и скульпторы могут считаться людьми искусства.

Творцами являются люди любых профессий: и плотник, работающий с деревом, и оратор, выступающий перед аудиторией, и бухгалтер, составляющий отчёты, и детектив, по пятам преследующий преступника, и мать, проявляющая неустанную заботу о детях. Все они — творцы.

А вот вопрос отношения к своему делу либо наполняет вас силой, либо лишает её.

Учитывая всё вышесказанное, хочу подвести небольшой итог. Люди, добивающиеся успеха, руководствуются двумя сильными эмоциями, действующими синхронно: любовью к работе и любовью к людям. Эти эмоции — основа успеха, основа счастья.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *