Аппаратная физиотерапия при ДЦП — наиболее применяемые методы

Различные методы аппаратной физиотерапии используют на всех этапах реабилитации с учетом возраста ребенка, характера паралича, а так же особенности действия физического фактора. Мы рассмотрим аппаратные факторы воздействия через методику и показания к ее применению. Аппаратная физиотерапия при ДЦП рассматривается исключительно в комплексе лечения и восстановления детей.

Базовые принципы и общие подходы к реабилитации детей с ДЦП – в этой статье

Импульсные токи

Аппаратная физиотерапия при ДЦП - наиболее применяемые методы

Показаны почти при всех формах детских церебральных параличей, но наиболее эффективен при атонически-дистонической и гиперкинетической формах. Под влиянием тока уменьшается импульсация из рецепторов мыщц, связочного аппарата в мозг.

В процессе проведения процедуры силу тока увеличивают от 2 до 10-12 мА, продолжительность воздействия от 5 до 20 минут. При слабо выраженной спастичности длительность процедуры 10 — 15 минут для каждой пары конечностей.

Если имеются гиперкинезы — воздействие продлевается до 20 минут.

При симметричном поражении электроды накладывают сразу на 4 конечности. Для детей, у которых есть эпилептические припадки время процедуры не должно превышать 10 — 15 минут.

Электростимуляция при ДЦП направлена на улучшение функции ослабленных мыщц, повышение их тонуса, уменьшение дистрофических изменений. Силу тока подбирают индивидуально, в зависимости от состояния больного.

Активный электрод накладывают на кожу в области ослабленных мышц, второй электрод фиксируют на область проекции соответствующего сегмента спинного мозга.

Продолжительность процедуры 10 — 15 минут, курс лечения до 20 процедур.

Электростимуляция ослабленных мышц улучшает биомеханику движения, биоэлектрическую активность, мышечное кровообращение и координацию движения. Синусоидальные модулированные токи (СМТ) на выпрямленном режиме можно использовать с целью проведения лекарственного электрофореза.

Аппаратная физиотерапия при ДЦП - наиболее применяемые методыТак же стоит упомянуть метод функционального биоуправления мышц с помощью аппарата «Сигнал КД». Метод направлен на тренировку мыщц, а так же на коррекцию двигательных нарушений. Суть метода заключается в том, что правильное движение вызывает звуковой сигнал, а неправильное отключает его. В результате наблюдается улучшение двигательных возможностей силы мыщц, восстановление мышечного тонуса, навыков самообслуживания.

В комплексном подходе, для нормализации процессов торможения, улучшения образования условно-рефлекторных связей применяют процедуру Электросон. Воздействие происходит путем влияния прямоугольным импульсным током малой силы на центральную нервную систему. Важно помнить, что электросон категорически противопоказан при наличии эпилепсии.

Гальванизация и лекарственный электрофорез

Гальванизация и лекарственный электрофорез так же активно используется в лечении ДЦП. В основе фактора воздействия электрофореза лежит направленное перемещение ионов в клетках. В результате этого изменяется проницаемость мембран, усиливается скорость обмена веществ, кровоток. Так же возникает сочетанное действие гальванического электрического тока и лекарства.

Аппаратная физиотерапия при ДЦП - наиболее применяемые методыНаиболее часто проводят электрофорез с препаратами йода, кальция, магния. Чаще всего применяют воротниковую методику, или общий бром-электрофорез по Вермелю. Сила тока — до 0,05 мА/см, продолжительность процедуры 10 — 15 минут, курс лечения до 15 процедур. Воздействие на воротниковую зону улучшает мозговую гемодинамику, стимулирует регуляторную деятельность головного мозга, вегетативные центры.

Активно применяют процедуру электрофореза с прозерином или галантамином на область пораженных мыщц и конечностей. Эта методика способствует уменьшению спазма, улучшению нервно-мышечной проводимости.

Так же рекомендуется сегментарный электрофорез — при поражении верхних конечностей анод кладут на уровень 4 шейного — 4 грудного позвонка, нижних конечностей — на уровень 4 грудного — 2 поясничного позвонка.

Курс лечения составляет 10 — 12 процедур, при необходимости лечение повторяют через 2 месяца.

Индуктотермия

Индуктотермия — метод лечебного применения магнитного поля высокой частоты. Процедуру проводят как при помощи аппарата для индуктотермии ИКВ -4, так и при помощи аппарата УВЧ с настроенным индуктором.

Аппаратная физиотерапия при ДЦП - наиболее применяемые методыПовышение температуры в тканях, подвергаемых воздействию усиливает кровообращение, процессы обмена. Вследствие чего происходит активация ферментов, снижается спазм и болевые ощущения.

Похожая по принципу воздействия УВЧ-терапия оказывает активное влияние на крово- и лимфообращение, обменные процессы в тканях, улучшает функциональное состояние нервной системы. Воздействие электрическим полем УВЧ можно осуществлять на спастичные мыщцы.

Электромагнитное поле сверхвысоких частот (СВЧ-терапия) оказывает воздействие на периферический нервно-мышечный аппарат.

В результате чего оказывается выраженный терапевтический эффект на спастические мыщцы, заметно улучшается речь, двигательные возможности.

Так же процедура улучшает мозговое кровообращение, ликвородинамику, биоэлектрическую активность головного мозга, координацию движений мыщц.

Ультрафиолетовое излучение

УФ излучение использую для общеукрепляющего действия, улучшения минерального обмена, терморегуляции, повышения иммунологической резистентности. Так же процедуру УФ облучения проводят при наличии сопутствующих заболеваний, хронических инфекционных заболеваниях и ОРВИ. Важно помнить — УФ излучение, как и другие методы светолечения противопоказаны при эпилепсии.

Теплолечение

Тепловые процедуры вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиливают крово и лимфообращение.

Так же улучшают трофические процессы, процессы восстановления тканей, снижают мышечный тонус, увеличивают эластичность мыщц и связок.

Наряду с изменениями в зоне воздействия оказывается рефлекторное воздействие на сердечно-сосудистую систему, нервную систему, органы дыхания и обмен веществ.

Для теплолечения используют грязь, торф, озокерит, песок, горячие укутывания. Горячие укутывания шерстью проводят перед лечебной гимнастикой и физическими упражнениями.

Озокерито-парафинолечение

Озокерит (горный воск) содержит некоторые биологически-активные вещества, которые могут проникать в организм через нагретую кожу. Детям проводят аппликации при температуре 39 — 42 градуса.

Аппликации, наряду с местным воздействием оказывают рефлекторное влияние на кровоснабжение других органов.

При воздействии на воротниковую область стимулируется кровообращение в сосудах головного мозга путем активации функции шейных симпатических узлов.

Вообще, к применению аппаратных методик можно подходить гибко, и, назначать их пациентам в зависимости от симптомов заболевания.

Помимо описанных аппаратных методов лечения широко используется грязелечение, а так же санаторно-курортное лечение в целом. Частно именно санаторно-курортный этап является ведущим звеном. Но этот вопрос требует отдельного рассмотрения.

Опять же, сложность заключается в том, что специализированных санаториев для детей с ДЦП у нас мало.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ В НОВОСИБИРСКЕ:

Электролечение при ДЦП

Аппаратная физиотерапия при ДЦП - наиболее применяемые методыРазличные методы аппаратной физиотерапии (импульсный ток, электростимуляция, лекарственный электрофорез, микроволны, электрополе УВЧ, ультразвук, ультрафиолетовое излучение и др.) используют на всех этапах реабилитации при ДЦП с учетом возраста ребенка, характера параличей, особенностей действия физического фактора.

Противопоказанием для физиотерапии при ДЦП являются выраженная гидроцефалия, эпилептические припадки, глубокая умственная отсталость, общие противопоказания для физиотерапии (тяжелое общее состояние, высокая температура тела, повышенная кровоточивость, недостаточность функции почек, недостаточность кровообращения, активный туберкулез).

Методы электролечения — гальванизацию, лекарственный электрофорез, импульсный ток, электростимуляция, электромагнитные колебания ВЧ и УВЧ используют в системе длительного этапного лечения больных детским церебральным параличом.

Импульсный ток (электроанестезия) применяют с первых лет жизни (1-2 года). Под влиянием тока уменьшается импульсация из проприорецепторов мышц, связочного аппарата в мозг.

На месте наложения электродов возникает парабиоз нервных окончаний, что проявляется чувством покалывания, затем онемения, вскоре распространяющимся проксимально на область предплечья или голени.

Импульсный ток показан почти при всех формах ДЦП, но наиболее эффективен при атонически-астатической и гиперкинетической формах, спастической диплегии.

Свинцовые электроды длиной 5—8 см и шириной 1 см накладывают на ногтевые фаланги пальцев кисти и стопы. Источником импульсного экспоненциального тока служит аппарат УЭИ, АСМ-3.

Силу тока увеличивают постепенно медленным движением потенциометров от 2 до 10—12 мА (у детей до 3 лет — не выше 4—5 мА). Длительность импульса 3 мс, частота 80 в 1 с, продолжительность воздействия от 5 до 20 мин.

При слабо выраженной спастичности длительность процедуры 10—15 мин для каждой пары конечностей.

Если имеются гиперкинезы, мозжечковая симптоматика, воздействие может быть продлено до 20 мин. При симметричном поражении электроды можно накладывать сразу на четыре конечности. Например, к катоду присоединяют обе руки, а к аноду — обе ноги с последующим переключением электродов.

Для детей, у которых в анамнезе имеются редкие эпилептические припадки, время действия тока не должно превышать 10—15 мин. На курс лечения назначают 25—30 процедур.

Противопоказанием для лечения импульсным током являются контрактуры, исключающие движения в ряде суставов (контрактуры в отдельных суставах — коленном, голеностопном, локтевом — не являются противопоказанием).

Электростимуляция при ДЦП направлена на улучшение функции ослабленных мышц, повышение их силы, уменьшение дистрофических изменений, обучение активному сокращению. Применяют аппараты: УЭИ, «Амплипульс-4»; частота импульсов 80—100 Гц, близка к тетанизирующей. Силу тока подбирают индивидуально.

Активный электрод накладывают на кожу в области ослабленной группы мышц, а второй электрод, большей площади, фиксируют на область проекции соответствующего сегмента спинного мозга. Продолжительность 10—15 мин: 1—2 мин проводят электростимуляцию, затем 2—3 мин — отдых. При более глубоком поражении мышцы время отдыха удлиняется.

Очень важно, чтобы не сокращались спастические мышцы. Процедуры проводят ежедневно, на курс до 20 процедур.

Перед началом электростимуляции желательно провести тепловую процедуру (инфракрасное облучение, аппликация озокерита). Целесообразно сочетать электрогимнастику с приемом средств, расслабляющих тонус мышц, за 30—40 мин до процедуры.

Электростимуляция ослабленных мышц улучшает биомеханику движения, биоэлектрическую активность, координационные отношения, мышечное кровообращение.

Противопоказаниями для электростимуляции являются частые эпилептические припадки, истинные контрактуры и резко выраженные изменения мышц.

Амплипульстерапия при ДЦП

Аппаратная физиотерапия при ДЦП - наиболее применяемые методыЛечение синусоидальными модулированными токами (СМТ) — амплипульстерапия — при ДЦП проводится от аппарата «Амплипульс-4». Используется синусоидальный ток с частотой 5000 Гц, модулированный в виде серий колебаний, разделенных промежутками.

Синусоидальные модулированные токи можно применять при лечении детей с различными формами церебральных параличей с первых месяцев жизни. Воздействуют последовательно на сегментарную зону и ослабленные мышцы.

В зависимости от формы ДЦП электроды площадью 3—5×7—10 см2 располагают перавертебрально на уровне Th10-S1 или С2—Th2, применяют III род работы (ток ПН), частоту 30 Гц, длительность посылок 3—3 с, глубину модуляции 100 %, силу тока — до ощущения легкой вибрации (3-5-8 мА). Продолжительность воздействия для детей дошкольного возраста 5-6 мин, старше — от 7 до 10 мин, процедуры проводят ежедневно, после 6-7 процедур делают перерыв 6 дней, после которого цикл лечения повторяют.

Сегментарное воздействие применяют при спастической диплегии и гиперкинетической форме ДЦП за 5—10 мин перед электростимуляцией ослабленных мышц.

Для электростимуляции ослабленных мышц электрод размером 3—5 см2 располагают на двигательную точку мышцы, второй — размером 3—5×4—7 см2 — на область ее прикрепления, используют III род работы (ток ПН), частоту 30 Гц, глубину модуляций 100 %, силу тока — до появления видимых сокращений (в пределах 18-30 мА), продолжительность процедуры составляет 6-10 мин, ежедневно; после 6 процедур делают перерыв 6 дней, затем повторяют цикл.

При спастической диплегии можно проводить электростимуляцию симметричных мышц одновременно. Один раздвоенный электрод располагают на двигательных точках мышц левой и правой конечности, второй раздвоенный электрод — на месте прикрепления мышц, параметры воздействия такие же.

Читайте также:  История интерна - как по настоящему становятся врачами

Для снижения патологического тонуса мышц при гиперкинетической форме применяют IV род работы (ток ПЧ), частоту 70 Гц, длительность посылок 1 — 1 с, глубину модуляций 75 %. Один электрод размером 4—6×6—9 см2 располагают на ослабленные мышцы (разгибатель кисти, стопы и др.

), второй, несколько меньших размеров (4×3 см2), — на тыл кисти или стопы.

При симметричном поражении пользуются раздвоенными электродами, сила тока — до ощущения легкой вибрации (7—12 мА), продолжительность воздействия 10 мин, ежедневно, после проведения 10 процедур делают перерыв10 дней, после которого цикл лечения повторяют. Перед воздействием непосредственно на мышцы целесообразно провести воздействие на нижнегрудной-верхнепоясничный отдел позвоночника. Повторный курс лечения проводят через 2-3 мес.

Эффективность увеличивается при сочетании амплипульстерапии с минеральными ваннами (хлоридными натриевыми, радоновыми, йодобромными, углекислосероводородными), чередуя процедуры через день (Бабина Л. М, 1986).

Синусоидальные модулированные токи применяют с целью снижения спастичности артикуляционных мышц и улучшения речи.

Воздействуют на мышцы гортани и дна ротовой полости. Раздвоенные электроды размером 2—4 или 4—6 см2 располагают на боковых поверхностях шеи, у заднего края щитовидного хряща. Второй электрод располагают на область С4—Th2 позвоночника.

Применяют I (ПМ) и IV (ПЧ) род работы, частоту 100-80 Гц, глубину модуляций 50-75 %, длительность посылок-пауз 2— 3 с, силу тока — до ощущения легкой вибрации (3—5 мА), продолжительность воздействия каждого вида тока по 3— 5 мин (всего 6—10 мин), на курс назначают 15-20 процедур.

Сразу же после процедуры проводят занятия с логопедом.

Синусоидальные модулированные токи в выпрямленном режиме работы можно использовать для лекарственного электрофореза.

Применяют тропацин-электрофорез (1 % раствор) на зону шейных симпатических ганглиев при гиперкинетических формах ДЦП, курс состоит из 2 циклов по 10 процедур, проводимых с интервалом 20 дней. Под влиянием лечения уменьшаются гиперкинезы, возрастают возможности двигательной моторики, появляются новые двигательные акты.

Физиотерапия при ДЦП в реабилитационном центре ReasunMed

Физиотерапия является важной составной частью восстановительного лечения неврологических больных. В комплексной реабилитации применяются различные виды физиотерапевтических процедур.

Лекарственный электрофорез — очень активно используемый метод лечения в детской практике. Широкий спектр используемых препаратов позволяет индивидуально подобрать для каждого ребёнка необходимое лекарство.

Наиболее часто применяются такие сосудистые препараты как никотиновая кислота, эуфиллин, магний и кавинтон. Рассасывающие — лидаза и препараты серы.

Источниками незаменимых для нервной системы микроэлементов являются препараты цинка и меди.

Магнитотерапия — метод, основанный на воздействии на организм человека магнитными полями с лечебно-профилактическими целями.

Хотя в организме не найдено специальных рецепторных зон, воспринимающих электромагнитные колебания, но есть достоверные сведения о влиянии естественных магнитных полей на высшие центры нервной и гуморальной регуляции, на биотоки мозга и сердца, на проницаемость биологических мембран, на свойства водных и коллоидных систем организма.

Под влиянием магнитного поля малой интенсивности снижается тонус сосудов мозга, улучшается кровоснабжение мозга, происходит активация обмена веществ, что повышает устойчивость мозга кислородному голоданию.

Фотохромотерапия — это воздействие светом с каким-либо цветом спектра. Можно облучать и определенные зоны, и отдельные биологически активные точки. Эта методика лечения практически не имеет противопоказаний.

  • В зависимости от выбранного цвета воздействия можно уравновешивать процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус, эмоциональное состояние ребенка, улучшить обменные процессы, сон, концентрацию внимания, улучшить функциональное состояние мышечной системы, получить обезболивающий и противовоспалительный эффект и даже уменьшить кожный зуд.
  • Лазеротерапия оказывает спазмолитический, сосудорасширяющий, улучшающий местное кровообращение эффекты.
  • Противопоказанием для проведения электро- и магнитофизиотерапевтического лечения является наличие:
  • доброкачественных и злокачественных новообразований, которые имеют склонность к прогрессированию;
  • открытой формы туберкулеза;
  • психических расстройств;
  • постоянного повышения температуры тела выше 38оС;
  • беременности;
  • кардоистимуляторов и металлических имплантов, шунтов;
  • нарушения сворачиваемости крови;
  • детский возраст до 2 лет.
  1. Во время применения магнитотерапии не рекомендуется делать рентгеновские снимки или подвергать организм облучению, не рекомендуется также электроимпульсная терапия.
  2. Задача физиотерапии у детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями нормализовать соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе (снизить ее возбудимость, усилить торможение в головном мозге), ведущие к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов, развить функциональные связи в головном мозге и выработать новые двигательные условные рефлексы, способность к произвольному торможению, способствовать развитию компенсаторных приспособлений, нормализовать мышечный тонус, улучшить координацию движений и осанку.
  3. В комплексной реабилитации детей с ДЦП физиотерапевтическое лечение можно и нужно чередовать и сочетать с другими методами воздействия:

Физическая терапия

Курс физической терапии, как правило, начинается в первые годы жизни или вскоре после постановки диагноза. Именно физиотерапия является краеугольным камнем всей программы лечения церебрального паралича.

Данные терапевтические программы предполагают выполнение определённых наборов упражнений, которые обеспечивают достижение двух очень важных целей: предотвращения ослабления либо повреждения мышц, которые не используются из-за ДЦП (атрофия), и снижения напряжения мышц и предотвращения их фиксации в жестком, анормальном положении (контрактура).

Резистивные программы упражнений (их также называют тренировками на развитие мышечной силы) и другие виды упражнений часто используются для увеличения мышечной деятельности, особенно у детей и подростков, страдающих от лёгких форм церебрального паралича.

Ежедневные тренировки позволяют держать в тонусе мышцы, которые обычно не используются при движении, а также активные и менее склонные к атрофии мышцы.

Выполнение упражнений также позволяет снизить риск развития контрактуры – одного из наиболее распространённых и серьёзных осложнений церебрального паралича.

Как правило, растущие дети растягивают свои мышцы и сухожилия при беге, ходьбе и любом движении, которое они выполняют в своей повседневной жизни. Этот механизм гарантирует, что мышцы ребенка растут с тем же темпом, что и его кости. Однако у детей, пораженных ДЦП, спастичность мышц не позволяет растягивать их.

Результатом становится то, что рост мышц существенно замедляется относительно удлинения костей.

Физиотерапевтические упражнения, которые могут применяться как сами по себе, так и в сочетании с ортопедическими устройствами (скобами), помогают предотвратить возникновение контрактуры за счёт растяжения спастических мышц.

Терапия труда

Целью такого рода терапевтических мероприятий является оптимизация функций верхней части тела, улучшение осанки ребёнка и обеспечение максимальной его подвижности.

Трудотерапия помогает страдающим ДЦП пациентам освоить основные моменты повседневной деятельности: питание, одевание, использование туалета без посторонней помощи и т. д.

Развитие такого рода независимости ребёнка значительно повышает его уверенность в себе, способствует формированию чувства собственного достоинства и позволяет несколько снизить требования, предъявляемые к воспитателям и родителям.

Рекреационная терапия

Методики данного направления терапии – такие, как гиппотерапия (терапевтическая верховая езда) – в ряде случаев применяются для лечения детей с относительно лёгкими нарушениями с целью улучшения двигательных навыков. Родители детей, принимающих участие в рекреационной терапии, как правило, замечают значительные улучшения в речи своего ребёнка, его самооценке и эмоциональном благополучии.

Спорные методы физической терапии

«Структурирование» — это методика физической терапии, которая основывается на принципе обучения детей, страдающих от церебрального паралича, двигательным навыкам в той же последовательности, в какой их изучают нормальные дети.

Используя данный подход, терапевт начинает обучение пациента элементарным движениям – таким, например, как передвижение ползком (вне зависимости от возраста) – прежде чем переходить к изучению навыков ходьбы.

Некоторые экспертные организации выразили серьёзные сомнения, касающиеся целесообразности такого подхода, которые были обусловлены тем фактом, что эффективность терапии не подтверждена соответствующими исследованиями.

Аналогично экспертные организации отзываются о технике Войта (направленное на развитие нервной системы лечение), которая была названа в честь впервые применивших этот подход мужа и жены. Согласно данной методике физиотерапии, инструкторы должны препятствовать совершению аномальных движений и поощрять выполнение ребенком движений нормальных.

Методика Войта оказала широкое влияние на основные физиотерапевтические методы лечения пациентов, подверженных детскому церебральному параличу, однако нет никаких доказательств того, что данный метод действительно способствует улучшению моторных навыков больного.

Методика специального обучения с инструктором (conductive education), которая была разработана в 1940-м году на территории Венгрии, является ещё одним методом физиотерапии, который одно время считался очень перспективным.

Инструкторы пытались улучшить моторные навыки ребёнка, комбинируя ритмические виды деятельности, пение и аплодисменты, сочетая их с выполнением упражнений на специальном оборудовании.

Данная методика терапии, к сожалению, не дала положительной динамики для детей, входящих в учебные группы.

« предыдущая страница  |  продолжение статьи »

Материал оказался полезным?   

Кинезитерапия и коррекционная ритмика в работе с детьми с детским церебральным параличом

Кинезитерапия (лечение движением) занимает важное место в комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи, в частности взрослых с афазией.

Однако применение кинезитерапии при лечении детей с детским церебральным параличом является эффективным средством немедикаментозного воздействия. Среди применяемых кинезитерапевтических методов наиболее известны методы В.

Войта, Б. и К. Бобатов, метод нейромоторного перевоспитания и коррекционная ритмика.

Каждый метод имеет свою особенность, однако важен не сам выбранный метод, а умелый профессионал, пронимающий суть, особенности и побочные эффекты любой из предпочитаемых им технологий. Об этом не раз упоминал в своих работах кандидат медицинских наук, детский невролог —  реабилитолог М.М.Грейс.

Врач считает, что только в умелых руках профессионала c его знаниями, опытом и умением можно добиться выраженного положительного результата при таком тяжёлом заболевании, как ДЦП. Предлагаемый им метод рефлекс — реабилитации базируется на рефлекторных механизмах регуляции мышечного тонуса.

Это система комплексной реабилитации больных с ДЦП всех возрастных групп, позволяющая раскрыть и улучшить имеющийся двигательный потенциал больного ребёнка, сформировать и закрепить необходимые ему двигательные навыки.

Применение разработанной системы реабилитации сокращает сроки проводимого лечения, быстрее формирует самостоятельное передвижение, улучшает социальную адаптацию детей.

Реабилитация ребенка  с ДЦП — длительный и сложный процесс, так как  его психика и моторика находятся в постоянном динамическом развитии.

Двигательные нарушения носят врожденный характер, психомоторное развитие не может протекать нормально из-за того, что формирование дефекта опережает формирование правильных навыков.

Поэтому, процесс двигательного восстановления должен основываться на знании физиологического двигательного развития ребенка.

Физиотерапевт Берта Бобат более 30 лет назад предложила на основе собственного опыта новый подход к реабилитации детей с ДЦП.

Она выявила позиции тела, позволяющие затормозить патологические рефлексы, что способствовало снижению мышечного напряжения и приводило к возможности управлять движением. Опыт обогащался и привел к разработке методики, которую нейрофизиолог доктор Карл Бобат обосновал теоретически.

В настоящее время эта методика применяется как нейродинамический метод восстановления. Методика оказалась достаточно эффективной при большинстве форм ДЦП.

Читайте также:  Физиотерапия и реабилитация при лор-заболеваниях

С самого начала кинезитерапевтического воздействия все движения управляются руками взрослого, который контролирует три сферы движений и позы: голова, плечевой и тазовый пояс. Пассивное перемещение в пространстве каждой из этих сфер позволяет вызвать желаемые рефлексы — реакции выпрямления. Это те рефлексы, которые в физиологических условиях появляются в раннем возрасте.

Важной группой рефлексов, используемых по методике К. Бобата, являются реакции равновесия.

Равновесие тренируют поочередно в каждой новой позиции, которая запечатлелась у ребенка благодаря использованию реакции выпрямления и которую он в состоянии самостоятельно выдержать хотя бы на некоторое время.

Благодаря тренировке равновесия такая позиция совершенствуется до полного и свободного ее удержания. Ребенок, восстанавливаемый таким образом, расширяет свои возможности удержания равновесия, стремясь приблизиться к нормальному для его здоровых ровесников стандарту развития.

Широкое применение  в работе с детьми с ДЦП имеют двигательные технологии.

Во время занятий двигательной гимнастикой ребенок испытывает различные кинестетические ощущения, необходимые для координации работы всего организма.

При стимуляции двигательных рефлексов закрепляются реакции на различные внешние воздействия. Подобная сенсорная нагрузка укрепляет и стимулирует развитие всей нервной системы ребенка.

Основа Войта-терапии – это изменение мышечного тонуса в процессе рефлекторных движений. Методика чешского невролога стала широко применяться в Италии, Японии, Швеции и Австрии. Эта технология формирует стереотип движений (образец движений, которые распространяются по всему телу).

Рефлекторная гимнастика Войта широко применяется в педиатрии для лечения двигательных расстройств. Рефлекторные движения приводят в норму мышечный тонус  у грудных детей с гипертонусом. Гимнастика В. Войта направлена на обучение ребенка правильным движениям: формированию выпрямительных реакций, нормальной опоры стоп и рук, перекрестным движениям.

Сначала лежа на животе,  ребенок пытаться ползти. Далее он учится переворачиваться со спины на живот, затем присаживаться, ползать на четвереньках и ходить.

Каждому этапу двигательного развития соответствует свой психический и речевой этап: сначала ребенок фиксирует взгляд, потом следит за игрушкой, улыбается, гулит, произносит первые слоги, узнает окружающих взрослых, показывает игрушки указательным пальцем.

Таким образом, кинезитерапия — это область физической реабилитации, где в качестве основного лечебного средства используются движения — позы, активные и пассивные упражнения. Многие ученые и исследователи, такие как Архипова Е.Ф., Ипполитова М.В.,  Мастюкова Е. М., считают, что кинезитерапия при ДЦП играет особую роль.

Без её широкого и правильного применения результаты лечения синдрома ДЦП не могут быть высокими и стабильными. С помощью современных методов кинезитерапии возможно выровнять тонус мышц плечевого пояса и привести руки  детей с ДЦП в хорошее функциональное состояние. После этого переходят к работе над мышцами спины и нижних конечностей.

Такой подход в реабилитации называется поэтапным. В этом случае результаты могут быть стабильными.

Шаргородский В.С. в 2000 году писал, что лечебное воздействие движений при ДЦП не ограничивается влиянием на рефлекторные механизмы.  Правильно подобранные движения и позы могут оказывать благоприятное воздействие на функционирование поражённых при ДЦП структур головного мозга.

Кинезитерапия в работе с детьми с ДЦП тесно сочетается с коррекционной  ритмикой. Технологии ритмического воспитания детей с ДЦП представлены в учебном пособии профессора Медведевой Е.А. и соавторов «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании».

По мнению авторов пособия, коррекционная ритмика — вид кинезитерапии, при котором помимо коррекции двигательных расстройств развиваются высшие психические функции: внимание, память, воображение и речь. В основе коррекционной ритмики лежит ритм и музыкально-ритмическое движение.

Задачей лечебной, коррекционной ритмики является развитие чувства ритма и использование его в лечебно-восстановительных целях. Связь музыки и ритмического движения является основой коррекционной ритмики, при котором ведущей составляющей является музыка, которая задает ритм движений.

Занятия ритмикой дают положительную динамику в развитии психоэмоциональной, психомоторной сферы детей с ДЦП. Ритмика проводится в специальных учреждениях квалифицированным ритмистом, владеющим знаниями в области специальной психологии и педагогики, практическими навыками ритмических движений.

В коррекционной работе с детьми с ДЦП также используется метод психогимнастики. Это комплекс упражнений, игр, этюдов, с помощью которых преодолеваются психоэмоциональные и двигательные нарушения у детей.

На подобных  занятиях дети обучаются элементам техники выражения эмоций с помощью выразительных движений тела, развиваются навыки релаксации. Большое значение уделяется коррекции коммуникативных нарушений, трудностей общения со сверстниками.

Во время занятий в основном чаще  используется невербальный материал, что очень важно при выраженной дизартрии, сочетающейся с алалией.

Уместно применяется и методика саморелаксации мышечного тонуса при негрубых, легких проявлениях детского церебрального паралича. Обучение навыкам саморелаксации проводится детским психиатром или психологом и направлена на обучение детей элементам мышечного расслабления. Эта работа проводится в несколько этапов.

На первом этапе детей учат прислушиваться к своим мышечным ощущениям при выполнении упражнений на напряжение или расслабление мышц тела. Дети выполняют пассивные движения руками и ногами на сгибание и удержание определенной позы.

Второй этап предполагает обучение навыкам релаксации в малой группе, когда дети по инструкции взрослого выполняют движения на сжатие, затем на расслабление рук, ног, мышц шеи. Третий этап завершает обучение навыкам релаксации, когда внимание взрослого обращается на работу мышц артикуляторного аппарата.

Подобная методика обучения навыкам саморелаксации представлена в работах зарубежных  психиатров Г.Шульца, Ж.Берже,  и адаптирована для детей Э. Якобзоном.

В работе с детьми с негрубыми нарушениями двигательной сферы эффективно применяется разработанная Гринер В.А. логопедическая ритмика.

Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи детей с моторными нарушениями.

Из всего многообразия музыкальных и двигательных средств наиболее успешно применяются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания и голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, игры с предметами и пение.

Упражнения на различные виды ходьбы развивают способность ориентироваться в пространстве и коллективе, развивают умение ходить под музыкальное сопровождение разного темпа и ритма.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус, особенно важны для детей с дизартрией при остаточных явлениях ДЦП, так как у них отмечается склонность к мышечному напряжению, а также наличие ряда сопутствующих  патологических движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, могут прово­дить и специалисты, не владеющие музыкальным инструментом. В этом случае регулятором движений служит не музы­ка, а движения под стихотворное сопровождение.

Упражнения для развития дыхания и голоса развивают диафрагмальное и фонационное дыхание  и являются базой для развития произносительной стороны речи. Технологии формирования дыхания представлены в трудах профессора Беляковой Л. И.

и соавторов, в учебном пособии по логопедической ритмике Волковой Г.А., в ряде работ Филатовой Ю.О., в практических разработках  Щербаковой Н.А. Развитие качеств голоса содержатся в рекомендациях профессора Лавровой Е.В., Ипполитовой А.Г.

, авторские приемы преодоления носового оттенка в речи представлены в работах   Ермаковой И.И. и Алмазовой Е.С.

В упражнениях на координацию слова с дви­жением и музыкой  используется общность средства вы­разительности как музыкальной, так и разговорной речи.

Мо­гут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотвор­ным ритмом. Специальные игры поводятся как с музыкальным со­провождением, так и без него.

Игра развивает вни­мание, сообразительность, укрепляет у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывать ловкость и решитель­ность.

Особое место в занятиях по логопедической ритмике занимает пение.

Даже в тех случаях, когда у детей имеются резкие расстройства дыхания, когда они говорят на вдохе, с угасанием голоса к концу фразы, пение помогает восстановить нару­шенное нормальное речевое дыхание.

Помимо регуляции дыхания, пение способствует разви­тию всех качеств голоса, который у детей  с дизартрией при ДЦП чаще всего бывает очень слабым, монотонным, интонационно невыразительным, ослабевающим к концу фразы.

Подводя итоги выше сказанному можно сформулировать следующие выводы.

Раздел 2. Основы комплексной физической реабилитации при дцп

физической
реабилитации при ДЦП

У
детей с нарушением функций
опорно-двигательного аппарата и детским
церебральным параличом (ДЦП) из-за
двигательных нарушений недоразвитыми
оказываются костная, мышечная, эндокринная,
сенсорные системы, что приводит к
дефициту естественных потребностей
ребенка в движении, игре, эмоциях,
общении. Кроме того, в двигательной
сфере наблюдается отставание в физическом
развитии и физической подготовленности.

Методы
физиотерапии широко используются на
всех этапах лечения и реабилитации
детей, больных ДЦП, с целью восстановления
функций головного и спинного мозга,
периферической нервной системы,
опорно-двигательного аппарата, их
психоэмоционального развития, укрепления
общего состояния. Они относятся к числу
методов, которые дают в комплексе со
специальной гимнастикой, массажем,
медикаментозной терапией, логопедической,
ортопедической, психопедагогической
коррекцией отчетливый лечебный эффект,
иногда проявляющийся даже при относительно
коротких курсах лечения.

Основанием
для назначения физических методов
лечения при ДЦП являются те патологические
изменения структуры и функции головного
мозга, которые возникают при данном
заболевании. Органические изменения в
центральной нервной системе приводят
к стойким параличам и последующей
атрофии мышц, нарушению двигательных
функций, расстройству речи, интеллекта
и т. д.

Как правило, возникает дефицит
афферентно-эфферентной импульсации.
Вместе с тем, наряду с погибшими нервными
клетками в передней центральной извилине
головного мозга, экстрапирамидных
образованиях, мозжечке и других
структурах, ведающих функциями движения,
координации, мышечного тонуса, речи,
имеются полностью сохранившиеся нервные
клетки и нервные клетки, пострадавшие
только частично.

Используемые при ДЦП
физические факторы воздействия направлены
на оживление и усиление функции нервных
клеток, которые берут на себя функцию
погибших клеток, на создание благоприятных
условий для восстановления сохранившихся,
но функционально угнетенных участков
центральной нервной системы, реализацию
ее пластических и компенсаторных
возможностей.

Они применяются также с
целью воздействия на пострадавшие
двигательные пути, мышцы, суставы.

Физические
факторы, влияние которых используется
с лечебными и профилактическими целями,
делятся на естественные, имеющиеся в
природе и используемые обычно в курортных
условиях (например, солнечные лучи,
лечебные грязи, естественные минеральные
воды и др.), и преформированные, т. е.
созданные искусственным путем, которые
применяются в физиотерапевтических
кабинетах. Это электро-, магнито- и
световоздействия, ультразвуковая
терапия, некоторые виды тепло- и
водолечения.

Все
физические факторы — комплексные
раздражители. Воздействуя на организм,
они вызывают в нем сложные адаптационные
реакции с общими и местными компонентами.

Наиболее
универсальным в механизме действия
многих физических факторов является
тепловой эффект, который проявляется
в той или иной степени при реализации
реакции на воздействие. Происходит
усиление регионального кровотока,
местных микроциркуляторных и метаболических
процессов.

Читайте также:  Криотерапия - лечение и реабилитация экстремально низкими температурами

Так проявляется неспецифический
компонент действия физического фактора.
Однако каждый физический фактор оказывает
свое, присущее только ему специфическое
действие.

Оно определяется особенностями
физического фактора и избирательностью
поглощения его теми или иными тканями
организма, которая зависит от их
физико-химических свойств и глубины
расположения. Процессы, характерные
для действия каждого фактора, формируются
на клеточно-молекулярном уровне.

Специфичность воздействия физического
фактора на организм связана также с
соотношением частоты электромагнитных
колебаний функционирующей ткани и
физического фактора. В случае резонансного
совпадения этих частот устанавливаются
наиболее благоприятные условия для
реализации его терапевтических
возможностей.

Независимо
от места приложения и вида физического
фактора ответная реакция организма
всегда формируется через нейрогуморальные
и гормональные механизмы регуляции
основных функций организма.

Особенность
отечественной физиотерапии заключается
в использовании физических факторов
малой интенсивности. Известно, что все
функциональные системы организма
работают на очень низком энергетическом
уровне. Малые дозы поглощенной энергии
физического фактора стимулируют, а
большие дозы, напротив, угнетают
деятельность функциональных систем.

Поэтому более выраженный терапевтический
эффект наблюдается при слабой интенсивности
используемого физического фактора по
сравнению с физическим фактором средней
и большой интенсивности.

Эффективность
малых доз воздействия особенно наглядна
при проведении процедур на области
проекции функционально активных зон
-эндокринные железы, вегетативные узлы,
иммунокомпетентные органы.

Назначая
курс процедур, учитывают фактор привыкания
организма к повторяющимся однотипным
воздействиям, ведущий к снижению их
терапевтической эффективности. Поэтому
в процессе лечения меняют параметры
физического воздействия, используемые
методики, сам способ физического
воздействия. Это положение особенно
актуально при лечении больных ДЦП,
которое продолжается годами.

При
физическом воздействии могут преобладать
местные, сегментарные или общие реакции
организма. Для общего воздействия
используют лечебные методы, оказывающие
влияние на функциональное состояние
клеток головного мозга и расположенные
в нем жизненно важные центры, и
рефлекторно-сегмен-тарные методики. В
лечебный комплекс включают также
воздействие на мышцы и связочно-суставной
аппарат.

Выбор
адекватного метода физиотерапии больному
ДЦП определяется особенностями
физического фактора, клинической
симптоматикой, общим состоянием больного,
сопутствующими заболеваниями.

Перед
проведением физиотерапевтической
процедуры необходимо успокоить ребенка
(вплоть до назначения седативных
препаратов легко возбудимым детям),
дать ему отдохнуть.

Дозу воздействия
постепенно увеличивают как во время
процедуры, так и в ходе курса лечения.

При использовании аппаратной физиотерапии
в ряде случаев первую процедуру следует
проводить без включения аппарата с тем,
чтобы не испугать ребенка и не вызвать
у него негативного отношения к последующим
процедурам.

Для
лечения детей чаще применяют импульсные
режимы физического воздействия.

Это
позволяет уменьшить энергетическую
нагрузку на растущий организм и
использовать преимущественно специфический
компонент действия фактора.

Получившие
в последнее время распространение
процедуры магнито- и лазеротерапии
отличаются высокой эффективностью,
легко переносятся детьми и поэтому
нашли широкое применение в лечебной
практике.

Продолжительность
физиотерапевтических процедур и общее
число их на курс лечения у детей меньше,
чем у взрослых, проводят их через день
или два дня подряд с отдыхом на третий
день. Во время проведения процедуры
ребенок должен находиться под постоянным
наблюдением персонала.

Необходимо
следить за его общим состоянием,
двигательной и эмоциональной реакцией,
цветом кожных покровов, регистрировать
частоту пульса, по показаниям —
артериальное давление. После процедуры
ребенок отдыхает в течение 20-30 мин.

При
составлении индивидуальных комплексов
лечебных мероприятий согласовывают
время проведения этих мероприятий с
режимом дня, учебно-воспитательной
работой, планируют их так, чтобы
сохранялась преемственность на разных
этапах лечения.

Проводят процедуры не
ранее чем через час после приема пищи
или через 30-45 мин после него.

  • Выделяют
    некоторые общие положения, определяющие
    выбор физических методов лечения больных
    разными формами ДЦП.
  • При
    спастических формах ДЦП (спастическая
    гемиплегия, спастическая диплегия,
    двойная гемиплегия) физио- и бальнеологические
    процедуры назначают с целью направленного
    воздействия на патологический очаг в
    головном мозге, на уменьшение спастичности
    мышц, повышение тонуса ослабленных
    мышц—антагонистов спастичным, устранение
    контрактур и деформаций суставов,
    улучшение речи, координации движений,
    коррекцию психоэмоциональной сферы.
  • Больным
    этими формами ДЦП назначают электрофорез
    лекарственных веществ, улучшающих
    кровоснабжение и функциональное
    состояние клеток головного мозга,
    способствующих снижению тонуса спастичных
    мышц, а также магнитотерапию и микроволновую
    терапию (ДМВ) на область головы (на одно
    или оба полушария), трансцеребральную
    импульсную терапию, электростимуляцию
    ослабленных мышц — антагонистов
    спастичным и артикуляционных мышц,
    теплолечение (грязевые, парафиновые,
    озокеритовые аппликации, облучение
    инфракрасными лучами), разнообразные
    водолечебные процедуры.
  • При
    гиперкинетической форме ДЦП задачей
    физиотерапии и бальнеотерапии является
    подавление усиленной деятельности
    подкорковых систем, уменьшение
    выраженности гиперкинезов, генерализованных
    двигательных реакций, тонического
    напряжения мышц, улучшение речевых
    функций на фоне достижения седативного
    эффекта.

При
гиперкинетической форме ДЦП применяют
электрофорез транквилизаторов по
центральным методикам, атропина сульфата,
сернокислого магния и др. на область
воротниковой зоны, электросон,
дарсонвализацию головы и шейно-воротниковой
зоны, электростимуляцию ослабленных
мышц, теплолечение, йодобромные, хвойные,
гидрогальванические ванны, ванны из
сенной трухи, корня валерианы.

При
атонически-астатической форме ДЦП
лечение должно быть направлено на
уменьшение диффузной мышечной гипотонии,
восстановление нарушенной координации
движений, устранение туловищной атаксии,
расстройств речи и интеллекта.

Больным
атонически-астатической формой ДЦП
назначают процедуры магнитотерапии и
ДМВ-терапии на лобную и затылочную
области головы, УФ-облучение воротниковой
и трусико-вой зон эритемными дозами,
дарсонвализацию головы и воротниковой
зоны, воздействие синусоидальными
модулированными токами на
нижнегрудную-верхнепоясничную область,
сухие углекислые, общие и камерные
контрастные ванны. В лечебный комплекс
включают электрофорез галантамина,
прозерина, фосфорнокислого натрия по
методике Вермеля, глутаминовой кислоты
по лобно-затылочной методике.

Важное
значение имеет ранняя стимуляция
развития двигательных навыков. Каждому
ребенку назначается индивидуальный
комплекс лечебной физкультуры в
зависимости от возраста и формы
заболевания.

При развитии двигательных
функций важно соблюдать возрастную
закономерность их развития, поэтапно
тренировать все виды двигательной
активности: повороты, сидение с последующим
вставанием на колени, а затем на ноги,
положение на животе с последующим
ползаньем.

Привлекая ребенка к активному
выполнению движений, следует избегать
его чрезмерных усилий, что приводит
обычно к резкому повышению мышечного
тонуса.

На
начальном этапе работы по развитию
движений у детей с церебральным параличом
используют серию упражнений для
стимуляции подъема и удержания головы,
разгибания верхней части туловища.
Позже проводят упражнения для тренировки
опоры на предплечья и на кисти, стимулируют
ползанье на животе, проводят специальные
упражнения для тренировки поворотов
туловища (Бадалян Л.О.) [].

В
дальнейшем ребенка обучают стоянию на
четвереньках и развивают функцию
равновесия в этом положении, стимулируют
ползанье на четвереньках, проводят
специальные упражнения по тренировке
функции сидения, развивают способность
самостоятельно садиться, вставать на
колени, затем на ноги, развивают
возможность вертикальной позы и ходьбы.

Важное
значение в физическом воспитании ребенка
с церебральным параличом имеют специальные
упражнения, направленные на развитие
манипулятивной функции рук. Развитие
функции рук тесно связано с формированием
общей и артикуляционной моторики.
Известно, что ранней стадией общения
является язык жестов.

Тренировка функции
руки имеет важное значение для развития
психических и речевых навыков. Ребенка
учат захвату и произвольному отпусканию
предмета. При этом важно, чтобы в захвате
участвовали, в первую очередь, большой,
указательный и средний пальцы, а не
только мизинец и безымянный.

Для этого
полезно проводить специальные упражнения,
например, учить ребенка подносить ложку
ко рту.

Ребенку
с церебральным параличом трудно не
только захватить предмет, но и отпустить
его, поэтому ребенка важно учить
произвольному разжиманию кисти, а также
перекладыванию предмета из одной руки
в другую. Для развития дифференцированных
движений пальцев, например для надавливания
указательным пальцем, используют
различные предметы и игрушки.

Важное
значение имеют специальные упражнения
по подготовке и развитию самостоятельной
ходьбы.

Для этого ребенка следует обучить
правильной вертикальной постановке
головы и туловища по отношению к опорной
поверхности; умению перемещать центр
тяжести на опорную ногу, равномерному
распределению массы тела на обе ноги.

Необходимо развить у ребенка спорность
стоп и шаговые движения в разных исходных
положениях: лежа на спине, сидя на детском
стульчике, стоя.

Вначале
ребенка обучают вставанию и ходьбе с
поддержкой при этом необходимо обратить
внимание на правильное распределение
центра тяжести тела и сохранение
равновесия. С этой целью тренируют
ходьбу с опорой на передвигающийся
впереди утяжеленный стул, коляску с
грузом, учат ходить в брусьях и ходунках
(Бадалян Л.О.) [].

Важное
значение имеют и специальные корригирующие
приемы по стимуляции реакций равновесия.
Специфика упражнений дифференцируется
в зависимости от формы ДЦП.

Возможность
стояния и ходьбы у детей с церебральным
параличом зависит от степени поражения
ног, развития контроля головы и реакций
равновесия.

Становление этих функций
значительно затрудняется, если ребенок
не может использовать руки для поддержки
(Бадалян Л.О.) [].

Для
улучшения общей подвижности и физического
развития можно использовать уже изученные
ребенком основные двигательные навыки,
применяя их в различных сочетаниях и в
различных условиях. Сюда могут быть
отнесены самые разнообразные перемены
положения тела в комбинации с захватами,
бросками предметов, задания на равновесие,
преодоление каких-либо препятствий и
пр.

Для улучшения подвижности и
координации движений, также можно
использовать упражнения с мячом.

Упражнения с различными мячами (малыми,
большими) динамичны и эмоциональны,
способствуют развитию силы, координационных
способностей, быстроты простой и сложной
двигательных реакций, требуют способности
к концентрации и переключению внимания,
пространственной, временной, динамической
точности движений и их биомеханической
рациональности.

Они эффективно влияют
на развитие как психических процессов
(внимания, восприятия, памяти, рациональности
мышления, воображения), так и физиологических
(усиливают кровообращение, дыхание,
обмен веществ) и используются в качестве
общеразвивающих, подготовительных и
специальных упражнений в физической
реабилитации детей с двигательными
нарушениями.

Кроме
лечебной гимнастики, для подготовки
ребенка к самостоятельному передвижению
широко используются различные виды
массажа. Классический лечебный массаж
при ДЦП способствует расслаблению
напряженных мышц и стимулирует
функционирование ослабленных мышц.
Используются различные приемы массажа:
поглаживания, потряхивания, точечный
и вибрационный, криомассаж.

Задачи
массажа: нормализация произвольных
движений, мышечного тонуса, улучшение
крово- и лимфотока, предупреждение
возникновения контрактур, стимуляция
ослабленной функции мышц, усиление
метаболизма тканей. В комплексное
лечение ДЦП также включают
сегментарно-рефлекторный массаж с ЛФК.

Главным
и действенным средством коррекции и
профилактики при двигательных нарушениях
является правильное и своевременное
физическое воспитание, в котором особое
внимание следует уделить укреплению
мышечного аппарата и равномерному
физическому развитию.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *