Реабилитация детей при ДЦП — основные принципы и подходы

Реабилитация ДЦП проводится у всех больных детей, такая программа поможет вернуть ребенка к полноценной жизни. Ее проводят под контролем врача, доктор оценивает степень поражения головного мозга и подбирает наиболее эффективные методики.

Избавиться от заболевания полностью не получится, но, если выполнять все упражнения и тренинги, можно вернуть утраченные функции: двигательную активность, речь и скорректировать психологический статус.

Наиболее эффективные результаты наблюдаются, если реабилитация ДЦП проводится в специализированных центрах.

Восстановление лучше начинать в ранние годы, ведь в младшем возрасте мозг ребенка формируется и активно развивается. При таком подходе можно эффективно компенсировать основные нарушения, которые возникли во время внутриутробного развития.

Формы заболевания

Детский церебральный паралич не прогрессирует, ведь органическое поражение головного мозга возникает еще во время беременности.

Но при отсутствии реабилитации эти осложнения закрепляются, человеку приходится жить с ними всю жизнь. Основные признаки ДЦП – расстройства движений, ослабление мышечного тонуса, появление патологических рефлексов, нарушение речи.

Все эти расстройства можно значительно компенсировать, если вовремя начать восстановительную программу.

Перед началом лечения врач определяет форму заболевания:

  • спастическая диплегия – поражение мышц спины, ног и рук, ригидность нижних конечностей выражена ярче;
  • двойная гемиплегия – в наибольшей степени поражаются мускулы рук, наблюдается отставание в умственном развитии;
  • атонически-астатическая разновидность патологии – ухудшение тонуса мышц по всему телу из-за поражения мозжечка и его проводящих путей;
  • гемипаретическая форма – одностороннее поражение с преимущественным послаблением верхних конечностей.

Как проходит реабилитация ДЦП? – первые две формы лучше остальных поддаются коррекции, но и при постоянном лечении и при выполнении тренингов даже при самом тяжелом течении паралича можно добиться хороших результатов.

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходы

Стадии восстановления

Первые шаги в лечении ДЦП самые сложные – у ребенка присутствуют поражения церебральных структур, из-за которых появляются двигательные нарушения. В будущем справляться с патологией будет легче, по мере восстановления и формирования нейронных связей, нервной системе будет проще адаптироваться к новым условиям.

Различают несколько этапов восстановления, такая реабилитация проводится при ДЦП с ранних лет. Она включает:

  • подготовку нервной системы к предстоящим нагрузкам и движениям;
  • биомеханическое воздействие для разрушения нейронных связей и восстановления тонуса мышц;
  • закрепление полученного результата, стабилизация координации движений и самообслуживания.

Второй этап самый сложный, в этот период возникает много сложностей. Предстоит полная перестройка нервной системы – ребенку придется фактически заново учиться ходить, нормально разговаривать и бороться со стрессом.

Способы восстановления

Методики реабилитации детей с ДЦП разнообразны, они включают постоянное лечение, физиотерапию и выполнение тренингов. Лекарства используются в качестве базовой терапии, упражнения и процедуры способствуют выработке новых навыков и закреплению результата.

Для получения выраженного эффекта воздействие должно быть комплексным и направленным, поэтому для назначения программы следует обращаться в специализированные центры.

Доктор в таком учреждении сможет наблюдать пациента и при необходимости корректировать реабилитацию.

Гидротерапия

Данный метод применяется в процессе детской реабилитации для улучшения двигательных возможностей и сенсорной активности.

В реабилитационном центре «Эвексия» имеется бассейн с разной глубиной, он оборудован брусьями и прочими вспомогательными элементами для лечебных занятий.

Все занятия проходят индивидуально: терапевт занимается с ребенком и параллельно обучает одного из родителей. Это помогает улучшить взаимосвязь ребенка и родителей, повысить уровень доверия и разработать новые двигательные возможности.

Занятия проводятся с целью:

  • обучения ходьбы;
  • снижения спастичности;
  • укрепления и развития мышц и суставов.

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходы

Виртуальная реальность

Это искусственный мир, в котором ребенок может идентифицировать себя и выполнять различные действия, другими словами это реальный мир, который подчиняется тем же законам физики, только в виртуальной реальности.

Искусственный интеллект отслеживает изменения, которые происходят в виртуальном мире и предоставляет пациенту новые данные и задачи для действия. Такая терапия открывает большие возможности. Система способна индивидуально подстраиваться под каждого пациента, помогая доктору в процессе реабилитации больного.

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходы

Преимуществ у такой виртуальной терапии, которая реально оказывает помощь пациентам более чем достаточно, среди них:

  • искусственный интеллект отлично адаптируется под возможности и особенности каждого пациента, предоставляя упражнения, которые ему под силу;
  • возможность изменения уровня сложности упражнений;
  • помогает измерить отдачу пациента в занятиях и использовать эти данные для составления дальнейших упражнения для реабилитации;
  • пациенты очень радостно и дружелюбно относятся к занятиям в виртуальном мире, что несомненно влияет на общее состояние больного;
  • фактически развлечение способствует лечению пациентов.

Сенсорная интеграция

Данная терапия проходит в специальной комнате – снузелен. В комнате создана мультисенсорная среда, направленная на либо стимулирование, либо подавление основных чувств пациента с помощью музыки, различных ароматов, цветов, изображений и прочих сенсорных объектов.

Среда является контролируемой, пациент предоставлен сам себе и в праве сам располагать своим временем и возможностью наслаждаться окружающей его средой. В такой комнате все 5 чувств человека могут быть активными. Среду можно подстроить и адаптировать под конкретного пациента, что очень эффективно влияет на реабилитацию в целом.

Сенсорная интеграция преследует следующие цели:

  • расслабление, получение удовольствие и отдых без вмешательства интеллекта пациента и ожидания от окружающих людей, в среде нет неудач;
  • лечение психосоматических отклонений;
  • снижение агрессии, стресса и депрессивного настроения;
  • активация всех человеческих чувств (зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния);
  • повышение концентрации внимания;
  • возможность для людей с ограниченными возможностями реагировать на стимулы в созданной среде или наоборот ограничить пациента от некоторых;
  • помогает пациенту понять и распознать его тело в конкретном пространстве, улучшить координацию тела в движении по отношению в созданной среде и пространстве;
  • уменьшение самостимуляции.

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходы

Конечной целью пребывания в такой среде является полная сенсорная интеграция и развитие способности ЦНС реагировать на сенсорную информацию, обрабатывать ее и передавать в мозг через чувства для дальнейшей реакции организма на окружающие предметы и среду. Такая терапия подходит как для детей, так и для взрослых.

Метод Бобат

Данный метод нейроразвивающего лечения был назван в честь его создателей — Берты и Карела Бобат. Подход в лечении пациентов с ДЦП основывается на знании и развития нервной системы и ее патологий:

  • сенсорно-двигательных;
  • эмоциональное и социальное развитие детей раннего возраста;
  • перцепционных;

Программа полностью индивидуализирована и применяется исключительно руками терапевта. Основное внимание сосредоточивается на естественной обратной связи сенсорно-питания и обучении управления опорно-двигательным аппаратом.

Принципами лечения являются:

  • обучение ощущению движения;
  • обучение двигательным моделям;
  • облегчение способа естественной модели движения и сдерживание патологии;
  • установка целей с учетом стадии, на которой находится двигательная способность, возраст и способности ребенка, происходит всегда в тесной связи с семьей;
  • содействие в развитии нормальной моторики ребенка;

Успех достижения целей влияет на подготовку мелкой моторики и речи ребенка. Тесное сотрудничество с семьей – обязательный компонент.

Метод PADOVAN

Также этот метод называется нейрофункциональной реорганизацией головного мозга. Он основывается на неврологической системе человека, на невралгии развития речи, ходьбы, мыслительных процессов, на нейропластике головного мозга и развития с помощью образования новых синапсов.

Во время сеанса PADOVAN комбинируются несколько методов: эрготерапию, физиотерапию и логотерапию. Используются упражнения для верхних и нижних конечностей, способствующие обучению речи, координации движений тела, глотанию и дыханию.

Метод эффективен в лечении детей:

  • с задержками в развитии;
  • с дислексией;
  • с проблемами в обучении (чтением, в умении считать и писать;
  • с нарушениями внимания;
  • с наличием гиперактивности.

Медикаменты

Лекарства используются в основном в младшем возрасте, когда наблюдаются проблемы с мышечным тонусом. Далее препараты выписывают в качестве поддерживающей терапии для устранения осложнений. Также проводится лечение психологических нарушений.

Доктор может назначить следующие средства:

  • для стимуляции мышечного тонуса: Мидокалм, Баклофен, Диспорт;
  • лекарства для улучшения мозгового кровообращения: Пирацетам, Луцетам, Биотредин;
  • витамины и минеральные добавки для укрепления организма.

Дозировки корректирует врач согласно состоянию ребенка и эффективности терапии. Принимать препараты без рецепта врача не рекомендуется.

ЛФК

Лечебная гимнастика помогает вернуть утраченные функции, нормализовать тонус и предотвратить гипотрофию мышц. Выполнять упражнения рекомендуется с ранних лет – это поможет быстро справиться со слабым тонусом и вернуть самообслуживание.

Рекомендована следующая программа:

  • физические упражнения с тренером – для разработки определенной группы мышц;
  • кинезотерапия – «лечение движением» и постоянными физическими нагрузками;
  • механотерапия – выполнение подходов на специализированных тренажерах в реабилитационных центрах.

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходы

Главная особенность реабилитации детей с ДЦП – появление эффекта только при систематическом выполнении тренингов. Именно поэтому нужно полностью выполнять все рекомендации врача и заниматься лечебной физкультурой.

Нейростимуляция

При таком методе применяются слабые токи, которые стимулируют нейроны головного и спинного мозга. Это позволяет уменьшить активность торможения в церебральных структурах и возобновить двигательную активность. С помощью этого метода удается справиться с хронической болью и с парестезиями, которые часто возникают как осложнения при ДЦП.

Решение о проведении нейростимуляции принимает доктор на основании состояния ребенка. Такая терапия считается успешной, если с ее помощью удается исключить половину проявлений всех осложнений.

Читайте также:  Реабилитация после операций на кишечнике - методы восстановления

Физиотерапия

Физиотерапевтическое лечение используется в качестве дополнения к основной терапии, такие процедуры укрепляют организм. Они повышают регенерацию тканей, активируют кровоток в мышцах, костях и суставах, улучшая клеточное питание.

Современные методы лечения ДЦП – это сеансы следующих процедур:

  • электростимуляция;
  • магнитотерапия;
  • прогревание;
  • светотерапия.

Лечение проводится курсами по 10-15 сеансов. Посещать кабинет нужно строго по графику и не пропускать физиотерапию. Направление можно получить у педиатра или в специализированном реабилитационном центре.

Посещение психолога

Работа с психологом – важная поддержка для ребенка, которая поможет в социальной адаптации. Врач проводит беседы и выясняет, что в первую очередь беспокоит пациента. Применяются игровые методики, тренинги и анкетирование. Программа подбирается индивидуально по ведущим методикам для детей с церебральным параличом.

При проведении реабилитации упор делается на двигательную активность, но без преодоления психологических проблем и барьеров ребенку будет сложно вернуться к социальной жизни. Только комплексный подход позволит закрепить полученные результаты.

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходы

Прогнозы

Реабилитация ДЦП зависит от формы заболевания и степени поражения головного мозга. Обычно при проведении терапии с ранних лет прогноз относительно благоприятный – большинство нарушений удается компенсировать к младшему школьному возрасту. При легкой форме патологии проявления церебрального паралича будут практически незаметными.

Если откладывать терапию и не следовать рекомендациям врача – прогноз будет неблагоприятным. Это отставание ребенка в умственном развитии и серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата. При ДЦП от родителей и ребенка требуется ответственный подход и выполнение реабилитационной программы.

Реабилитация детей при ДЦП — основные принципы и подходы

Детский церебральный паралич (ДЦП) тяжелое заболевание, обусловленное поражением мозга в перинатальном периоде. Сопровождается нарушением движения, нарушением речи, интеллекта, зрения.

Особенности реабилитации при ДЦП заключаются в том, что процессы структурного и функционального развития мозга еще не завершены. В связи с этим целью реабилитации является стимуляция развития физиологических функций, компенсация двигательных, речевых и психических расстройств.

Поэтому реабилитация детей при ДЦП – процесс сложный, многогранный и включает в себя участие большого количества медицинских специалистов разного профиля.

Наиболее частыми причинами детского церебрального паралича являются:

  1. нарушение внутриутробного развития
  2. гипоксия мозга
  3. кровоизлияния в мозг
  4. асфиксия в процессе родов
  5. ядерная желтуха
  6. инфекционные заболевания в раннем детстве

Иногда эти причины могут сочетаться друг с другом. Основными клиническими проявлениями являются двигательные расстройства, изменение мышечного тонуса, гиперкинезы, задержка психического развития, нарушения слуха, зрения. Так же могут быть вторичные изменения костного скелета, деформации, контрактуры.

Выделяют 3 стадии детского церебрального паралича — раннюю, начальную хронически-резидуальную, позднюю резидуальную. Чем раньше начато лечение, тем большую эффективность оно имеет.

Пять основных клинических форм ДЦП

  1. Спастическая диплегия — характеризуется резким повышением мышечного тонуса ног.
  2. Двойная гемиплегия (тетрапарез) — ДЦП с преимущественным поражением рук.
  3. Гиперкинетическая форма — характеризуется ригидностью мыщц, иногда дистонией.
  4. Сопровождается невнятной, смазанной речью.

  5. Гемиплегическая форма — развивается вследствие постнатальной инфекции, характеризуется односторонним поражением мускулатуры, нередко речевыми нарушениями, задержкой психического развития.

  6. Атонически-астеническая форма — отличается гипотонией мыщц, резким нарушением координации движений, значительным нарушением речи, расстройством психики.

Этапы реабилитации детей с ДЦП

Особенностью реабилитации при детском церебральном параличе является проведение ее у маленьких детей, с еще не развившимися двигательными функциями, необходимостью стимулирования задержанных функций в развитии. Раннее начало лечения – залог успеха, так как при запущенных изменениях двигательные нарушения хуже поддаются коррекции.

Первый этап реабилитации начинается сразу — в отделении патологии новорожденных. В зависимости от характера и глубины повреждения продолжаться этап может от 1 до 3 месяцев. Комплекс мероприятий на этом этапе направлен на ликвидацию отека, повышение снабжения мозга кислородом. Проводится лекарственное лечение, ортопедическая укладка, массаж, лечебная гимнастика.

Второй этап проходит после выписки из отделения. Продолжается медикаментозное лечение, массаж, лечебная физкультура. Так же на этом этапе подключают физиотерапию, ортопедическую профилактику, доречевую логопедическую подготовку. Большое значение имеет обучение навыкам ухода за ребенком родителей.

Важное значение в реабилитации таких больных имеет санаторно-курортное лечение, так как медучреждений специализированного профиля у нас в стране немного. Эффективность реабилитации зависит от преемственности в наблюдении. Дети с тяжелыми расстройствами психики находятся в специализированных домах ребенка, где так же проводится восстановительное лечение, обучение базовым навыкам.

Методы реабилитации больных ДЦПРеабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходы

Реабилитация детей при  ДЦП включает в себя:

  • массаж
  • лечебную физкульруру
  • аппаратную физиотерапию
  • бальнео и пелойдотерапию
  • ортопедические мероприятия
  • трудотерапию, педагогический подход, направленный на интеллектуальное и психическое развитие

Более подробно мы рассмотрим лечебную физкультуру и методы аппаратной физиотерапии. Но так как количество методов аппаратной физиотерапии большое, мы их рассмотрим в отдельном материале. А пока продолжим рассматривать базовые направления и основы реабилитации детей с ДЦП.

Лечебная физкультура

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходыЯвляется важнейшим фактором восстановления, которая практически не имеет противопоказаний и может применяться в процессе всего лечения. Таким детям назначают не только, и не столько физические упражнения. Активно применяют игры, лечебную хореографию. Наиболее эффективно себя показала методика Б.Бобата. Методика подразумевает прохождение всех этапов нейрофизического развития ребенка, вне зависимости от возраста на данный момент.

Облегченные игры — рекомендуют для более здоровых детей. Проводят специальные упражнения, тренирующие нарушенные движения, а так же бытовые стенды с пуговицами, звонками, выключателями, лампочками. Этот подход позволяет выработать навык самообслуживания.

Методика хореографической гимнастики — одна из форм групповых занятий. Помогает улучшить эмоциональный фон, улучшает координацию движения и пространственную ориентацию, позволяет нормализовать координацию движения ног, рук, тела.

Гидрокинезиотерапия

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходыОтдельно стоит остановиться на методе ЛФК, подразумевающем выполнение физических упражнений в теплой воде. При этом уменьшается вес конечности, спастичность мышц, увеличивается объем движений, координация. Занятия в бассейне при гиперкинетической форме можно использовать для обучения ходьбе.

Лечебный массаж

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходыБольшую роль в лечении и восстановлении детей с ДЦП играет массаж. Он улучшает кровоснабжение, трофику тканей, мышечный тонус, а так же увеличивает объем движений.

Начинают массаж обычно с воздействия на сегментарную зону: шейно-воротниковую (C6 – Th2) перед массажем верхних конечностей; пояснично-крестцовую перед воздействием на нижние конечности.

Для улучшения дыхания, кровообращения проводится массаж грудной клетки и мышц спины.

Точечный массаж проводят для снижения тонуса мышц перед занятиями лечебной гимнастикой. Воздействуют концевой фалангой 2 — 3 пальца на определенные биологические точки. Курс массажа, в зависимости от состояния и показаний может включать в себя до 20 процедур.

Ортопедическое лечение

Реабилитация детей при ДЦП - основные принципы и подходыНаправлено на предупреждение и устранение контрактур и деформаций, а так же на создание правильного пространственного положения ребенка. Включает в себя специальные укладки в часы отдыха и сна, этапную коррекцию контрактур с помощью гипсовых шин, циркулярных повязок. При стойких контрактурах проводят оперативное лечение, но не ранее 3-х летнего возраста. Для больного ДЦП оптимальным является наличие ортопедической обуви, аппарата для дневного пользования и лечебных шин на время сна.

Психотерапия и психологическая реабилитация

Конечно, такое заболевание как ДЦП, тяжело влияет на психику детей. Особенно у детей школьного возраста и старше, с сохраненным интеллектом. Они осознают тяжесть своего состояния, вследствие чего у них происходят изменения психоэмоциональной сферы.

Основной принцип воспитания при ДЦП — развитие максимальной самостоятельности, навыков самообслуживания и обучения.

В учреждении или при индивидуальном лечении необходимо создать соответствующую деонтологическую обстановку, стимулируя каждое движение и каждое новое действие.

Важным элементом является семейная психотерапия — беседы, занятия с родителями. Психологической реабилитации так же способствует библиотерапия со специальным подбором книг, музыкальная терапия.

ЗАПИСАТЬСЯ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ В НОВОСИБИРСКЕ:

«Укрепляем то, что сохранно»: принципы реабилитации детей с ДЦП

При ДЦП чаще всего страдают двигательные функции. Также могут быть нарушения интеллекта, зрения, слуха, чувствительности, речи, питания и даже поведения — это далеко не весь список сопутствующих заболеваний. Они порой гораздо больше влияют на адаптацию ребенка к жизни.

«Главное направление реабилитации при ДЦП — противостоять угасанию функций, беспомощности и бессилию, которых добивается болезнь», — считает Лариса Савина, реабилитолог, преподаватель Института.

Эксперт выделяет три принципа современной реабилитации детей с ДЦП:

Действуем комплексно. Одного медицинского сопровождения недостаточно, даже если ребенка наблюдают эксперты-звезды. Помимо педиатра, невролога, ортопеда или окулиста, к работе нужно подключать инструкторов ЛФК или физических терапевтов, психолога, логопеда и коррекционного педагога. При междисциплинарной работе можно максимально помочь ребенку и его семье.

Укрепляем то, что сохранно. Ребят с ДЦП нельзя лишать движения, иначе можно потерять и то, что они могут. Здесь лучшее средство — физическая терапия.

Она улучшает координацию, равновесие, силу, выносливость, контроль над болевыми симптомами, поддержание позы, походку и общее здоровье.

Кроме популярных массажа или традиционной лечебной гимнастики сюда входят и менее известные методики — например, нейроразвивающая терапия (Бобат-концепция, метод Войта), рефлексотерапия, иппотерапия и др.

Занимаемся системно, соблюдаем поэтапность. Все реабилитационные мероприятия проводятся по принципу: главное — не диагноз, а реальные возможности и ресурсы ребенка.

Не надо требовать от человека невозможного, завышать планку и идти на рекорды.

Научился владеть ложкой или удерживать позу? Отлично, ставим следующую цель! И обязательно хвалите ребенка за результаты: так он и сам захочет добиваться большего.

«В Москве существуют реабилитационные центры, помогающие семьям, где растет ребенок с ДЦП. Это и стационары, и полустационары, специалисты некоторых приезжают на дом. Но самое главное — чтобы работа по реабилитации проводилась постоянно, а не от случая к случаю.

Читайте также:  Физиотерапия и реабилитация при covid-19 - международный опыт

Два-три специализированных курса в год — это хорошо, но недостаточно. Форму нужно поддерживать и дома, чтобы противостоять диагнозу.

Здесь многое зависит от родителей: развивайте у ребенка навыки самообслуживания, тренируйте его моторику, проводите занятия по коррекции когнитивных нарушений», — рекомендует Лариса Савина.

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Детский церебральный паралич (ДЦП) — непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах, всегда сопровождается двигательными расстройствами, а так же нарушениями позы, речи, психики.

Формы ДЦП:

— Спастическая тетраплегия (G 80.0)Одна из самых тяжелых форм ДЦП, являющаяся следствием аномалий развития головного мозга, внутриутробных инфекций и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга.

  Клинически диагностируется спастическая тетраплегия (тетрапарез), псевдобульбарный синдром, нарушения зрения, когнитивные и речевые нарушения.  Для данной формы характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей.

Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами. 

— Спастическая диплегия (G 80.1)Наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная ранее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица.

Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, перивентрикулярной лейкомаляции, других факторов).

 При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия (тетрапарез), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления — задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п.

Часто встречается патология черепных нервов: сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, умеренное снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе.

Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

— Гемиплегическая форма (G 80.2)Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога.

Причиной у недоношенных детей является перивентрикулярный (околожелудочковый) геморрагический инфаркт (чаще односторонний), и врождённая церебральная аномалия (например, шизэнцефалия), ишемический инфаркт или внутримозговое кровоизлияние в одном из полушарий (чаще в бассейне левой средней мозговой артерии) у доношенных детей. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребёнка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна, но без циркумдукции ноги), задержкой психического и речевого развития. Иногда проявляется монопарезом. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

— Дискинетическая форма (G 80.3)Одной из самых частых причин данной формы является перенесенная гемолитическая болезнь новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. Также причиной является status marmoratus базальных ганглиев у доношенных детей.

При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха.

Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей.

У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определённой трудовой деятельности.

Выделяются атетоидный и дистонический (с развитием хореи, торсионных спазмов) варианты данной формы ДЦП.

— Атаксическая форма (G 80.4)Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии.

Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка, лобно-мосто-мозжечкового пути и, вероятно, лобных долей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития.

Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии (дисметрия, интенционный тремор, дизартрия).

При этой форме ДЦП подчёркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности. Более половины случаев диагностированной данной формы являются нераспознанные ранние наследственные атаксии.

— Смешанные формы (G 80.8)Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП.

Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного.

Часто сочетание спастической и дискинетической (при сочетанном выраженном поражении экстрапирамидной системы) форм, отмечается и наличие гемиплегии на фоне спастической диплегии (при асимметричных кистозных очагах в белом веществе головного мозга, как последствие перивентрикулярной лейкомаляции у недоношенных).

— Неуточненная форма (G 80.9)

Стадии ДЦП:

  1. Ранняя: до 4-5 месяцев
  2. Начальная резидуальная стадия: с 6 месяцев до 3 лет
  3. Поздняя резидуальная: с 3 лет

Причины, вызвавшие дисфункцию двигательной сферы младенца могут быть разными:

  1. внутриутробные и постнатальные нейроинфекции
  2. гипоксия-ишемия мозга
  3. токсические энцефалопатии
  4. некоторые дисплазии мозга
  5. родовая нейротравма и др.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕЧЕНИЯ ДЦП У ДЕТЕЙ.

У детей со спастическими формами ДЦП в разные возрастные периоды первых лет жизни применимы и различные подходы к лечению. В первые месяцы жизни предпочтение отдается нейротрофическим и ноотропным препаратам.

Затем подключаются различные физиотерапевтические воздействия, препараты, влияющие на процессы миелинизации и миорелаксанты.

Было бы ошибкой считать, что миорелаксанты могут устранить хронический синдром поражения центрального мотонейрона, они устраняют только один компонент этого синдрома — спастичность, несколько уменьшают болевые феномены(диазепам, тизанидин), тремор, клонусы, выраженность рефлексов спинального автоматизма (толперизон).

Физиотерапия и массаж проводятся по принципу дифференцированного подхода.

Повышают мышечный тонус, способствуют увеличению мышечной массы:

  • классический и сегментарный массаж
  • стимуляционный режим акупрессуры
  • периостальный и глубокомышечный массаж

Процедуры, стимулирующие мышцы-антагонисты спастичных мышц и мышцы антигравитационной системы:

  • амплипульс в режиме стимуляции
  • ДДТ (диадинамотерапия)
  • чрезкожная электронейростимуляция
  • магнитноимпульсная терапия
  • СМТ (Лечение синусоидальными модулированными токами)

Физио-, бальнео- и другая терапия с эффектом снижения тонуса в спастичных мышцах:

  • электрофорез с мидокалмом
  • МРТ и КВЧ терапия на спастичные мышцы
  • лазеропунктура
  • локальная гипотермия спастичных мышц (аппарат Ятрань, мешочки с солью)
  • микрополяризация
  • сухая иммерсия
  • тепловые укутывания
  • баротерапия
  • «костюм космонавта»
  • иппотерапия
  • дельфинотерапия
  • иглорефлексотерапия, в том числе и фармакопунктура
  • Бальнеотерапия:
  • Нафталан, парафин, озокерит, воск, бишофитовые и шунгитовые минеральные пасты, бишофитовые местные и общие ванны, грязи Евпатории и Саки, зоны Нальчика-Пятигорска (Соленое озеро), сапропеливые грязи разных регионов России.
  • Другие методы лечения:
  • плавание
  • рефлекторная гимнастика
  • ЛФК
  • лечебные ортопедические укладки
  • гипсование (в сочетании с миорелаксантами)
  • ранняя вертикализация больных ДЦП
  • биологическая обратная связь
  • ортопедические оперативные коррекции

В терапии тяжелых форм ДЦП используются различные классы ноотропных средств:

  • производные пирролидона(пирацетам, луцетам, ноотропил, фезам, винпотропил)
  • пиридоксина (пиритинол, пиридитол, энцефабол, энербол, цереброл)
  • химические аналоги ГАМК (гаммалон, аминалон)
  • производные ГАМК (ГОМК, никотиноил-гамма-амино-маслянная кислота/пикамилон, пикалипан, гомопантотеновая кислота/пантогам, фенибут).

Профилактика ДЦП:

Профилактика детского церебрального паралича заключается в охране здоровья будущей мамы, исключении вредных привычек, наблюдении за течением беременности.

ДЦП. Часть вторая. Принципы реабилитации

Авторы: Островерхова Анна

(Продолжение. Начало публикации о ДЦП читайте здесь.)

Надо сказать, что представления о реабилитации детей с ДЦП на постсоветском пространстве и в развитых странах отличаются.

У нас принято считать, что лечение ДЦП заключается в том, чтобы устранить поломку, которая привела к заболеванию.

Если причина ДЦП кроется в поражении тканей мозга, то нужно в обязательном порядке «помогать» мозгу, пытаясь «залатать» место поражения, назначая препараты, содержащие вытяжки мозга свиней и коров, обязательно «улучшать» кровообращение и сдабривать клетки мозга витаминами.

Ну а физические методы реабилитации заключаются только в том, чтобы улучшить/развить нарушенную двигательную функцию, и включают в себя назначение массажа для снятия мышечного тонуса, пассивной гимнастики, дети постарше занимаются ЛФК с инструктором.

Реабилитация детей до года выглядит примерно так: сначала массажист активно массирует напряженные мышцы (как правило, это приносит боль и дискомфорт ребенку, от чего он кричит и напрягается еще больше), а затем занимается гимнастикой с ребенком, пассивно сгибая/разгибая его конечности, делает упражнения, в которых у ребенка «ведомая» роль, т.е. движения навязываются взрослым, а не исходят от ребенка. Выходит, что ребенок становится объектом, над которым совершаются разные действия.

При этом на подобные действия тратится безумное количество родительских стараний, времени, эмоциональных сил и материальных затрат.

Но если сравнивать состояние после реабилитации наших детей с ДЦП и детей с такими же исходными данными в Европе, Америке или Австралии, то, честно говоря, закрадывается подозрение: похоже, что-то мы делаем не так. Наша модель оказывается менее эффективной.

Современная модель реабилитации строится на других принципах:

  1. Мы принимаем тот факт, что участок мозга, отвечающий за определенные движения, поражен и, скорее всего, на его месте уже ничего нет (киста с ликвором, например). Мы не пытаемся «воскресить» эти клетки, вводя клетки мозга животных в анатомическую зону, находящуюся на совершенно противоположном конце туловища, чтобы улучшить кровообращение в тех участках, которых физически не существует. Также мы принимаем тот факт, что клетки, оставшиеся в живых, абсолютно работоспособны и в них тоже не надо ничего улучшать, потому что они не пострадали и остались нормальными. И это не просто философские рассуждения и умозаключения. Это результаты исследований, которые не доказали эффективность (и к тому же безопасность) ноотропов и иже с ними. НИКТО В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТ НООТРОПЫ В ЛЕЧЕНИИ ЧЕГО-ЛИБО.
  2. Мы признаем тот факт, что человек — существо достаточно ленивое, а значит, и не будет пытаться делать то, в чем не замотивирован. Можно сколь угодно долго пассивно совершать какие-то манипуляции с ребенком, но если он не замотивирован в выполнении движения или оно выполняется с большим протестом со стороны ребенка, то после окончания курса реабилитации этот навык вряд ли закрепится.
Читайте также:  Реабилитация при аденоме предстательной железы

Поэтому мы обязательно мотивируем ребенка к выполнению движения (например, массажист не просто умело переворачивает ребенка со спины на живот, управляя его ногами, а рядом с ребенком кладется яркая игрушка, к которой он пытается дотянуться, т.е. создается мотивация, а уже в процессе взрослый может показать ребенку, как правильно совершить движение).

Другими словами, ребенок должен понимать, что и для чего он делает.

И в целях курса реабилитации будет прописываться не «снижение тонуса в верхних конечностях и улучшение мелкой моторик», а конкретное действие, которое должен научиться выполнять ребенок.

Например, «научиться подносить ложку ко рту, самостоятельно съесть 10 ложек каши». Для этого, несомненно, и с тонусом надо будет поработать, и с моторикой. Но это все будут вспомогательные вещи для понятной цели и с хорошей мотивацией.

Для реабилитации используются методы с доказанной эффективностью (вот исследование, которое помогает отделить зерна от плевел).

В последующих публикациях мы разберем по отдельности основные методы.

  1. Программа реабилитации пишется индивидуально для конкретного ребенка и не может быть одинаковой для детей даже одного уровня по GMFCS.

Мы признаем тот факт, что нет двух одинаковых детей с ДЦП. Даже если поражение абсолютно одинаковое и возможности движения тоже абсолютные одинаковые, скорее всего, это будут дети с разным темпераментом и с разными условиями жизни.

Один будет жить в многоквартирном доме с пандусом, и для него приоритетным будет держать равновесие, дотягиваясь до кнопки лифта, или снять трубку домофона и открыть дверь, а другой — в частном доме, где актуальным будет научиться держать равновесие, проходя через мамин огород, и забираться по лестнице на второй этаж дома, например.

  1. Заниматься с ребенком необходимо каждый день. Занятия со специалистами курсами очень важны, но будут малоэффективны, если не закрепляются каждый день. Реабилитация — это в первую очередь труд родителей, задача специалистов — создать программу и обучить родителей выполнять те задачи, которые они могут выполнять в повседневной жизни, не будучи специалистами.

Хочу привести прекрасный пример из книги «Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам» /Е. В.Семёнова, Е. В. Клочкова, А. Е. Коршикова-Морозова, А. В. Трухачёва, Е. Ю. Заблоцкис. Стр. 294–297:

«Настя, двухлетняя девочка со спастической диплегией GMFCS II.

Сейчас Настя учится стоять у опоры и ходить вдоль опоры. Если считать, что «полезное» время вмешательства для Насти — только время контакта со специалистом, то мы получим следующее:

1–2 часа в день девочка будет заниматься упражнениями, направленными на улучшение стояния у опоры и обучение ходьбе вдоль опоры. Возможно, будут еще какие-то процедуры (массаж, физиотерапия (электролечение), костюмы и т.д.

), но, как мы уже говорили, их эффективность сомнительна, поэтому их можно не считать. Возможно, будут еще 30–40 минут стояния в вертикализаторе. В сумме получаем максимум 3 часа.

Остальное время Настя будет функционировать так, как она сейчас может, то есть играть, сидя на полу в положении W, ползать на четвереньках, самостоятельно вставать у опоры, подтягиваясь руками.

В чем же проблема? Во-первых, при длительном нахождении в позе «W» Настя рискует приобрести специфическую деформацию бедра: при внутренней ротации бедер и их приведении нарушается взаимоотношении головки и шейки бедра с осью тела бедренной кости.

Во-вторых, девочка не будет развивать реакции равновесия и ротацию туловища, так как в позе «W» таз наклонен назад, туловище «выключено» из поддержания равновесия, а ротация невозможна.

В-третьих, Настя рискует закрепить наклон таза назад, что будет мешать ей сидеть в правильной позе — сидение с «круглой» спиной, что, в свою очередь, будет ограничивать использование рук и развитие дотягивания и мелкой моторики.

И наконец, поза «W» будет способствовать закреплению подошвенного сгибания в голеностопном суставе — в вертикальной позе это приведет к опоре на передний отдел стопы. Когда девочка самостоятельно встает около опоры, то обычно она «ложится» на опору, опирается на носочки и переразгибает колени.

Это происходит из-за того, что часто Настя встает, опираясь на диван, а диван низкий и на него удобно прилечь, обеспечив себе максимальную площадь опоры. Кроме этого, при переходе из позы на четвереньках в позу стоя у опоры девочка подтягивается обеими руками.

В этом случае происходит активация сгибательных паттернов и опора на всю стопу становится затрудненной. При опоре на передние отделы стопы и перемещении центра тяжести вперед (опора на диван!) происходит биомеханически закономерное переразгибание в коленных суставах. Все это приводит к риску закрепления опоры на передние отделы стоп и рекурвации коленных суставов, что будет значительно влиять на последующий образец походки.

Если мы примем новый взгляд на вмешательство и подумаем о повседневной жизни Насти как о дополнительном ресурсе для обучения движению, формированию правильных образцов движений, новых двигательных навыков и профилактике костно-мышечных осложнений, то мы получим следующую стратегию:

  1. Необходимо ограничить сидение в позе «W» в течение дня. При этом Насте нужна приемлемая поза для самостоятельной игры на полу! Для этого можно использовать простое и эффективное приспособление (см. рисунок ниже).
  1. Чтобы стоять вертикально, девочке необходимо много стоять в течение дня у опоры во время игр и некоторых активностей повседневной жизни. Например, умываться и мыть руки стоя, а не на руках у мамы. Опора должна быть на уровне груди Насти — в этом случае тело будет выровнено.
  2. Для обучению перемещению в вертикальном положении Насте нужно ходить вдоль опоры и иметь возможность перемещаться внутри квартиры и на улице. То есть ребенку уже сейчас нужны правильно подобранные заднеопорные ходунки и возможность в них ходить.
  3. Для формирования правильной опоры на стопу и профилактики закрепления рекурвации коленного сустава Насте необходимы ортезы на голень и стопу. Этот ортез должен быть изготовлен индивидуально из материала, пригодного для ортезирования стопы!нты движений, как опора и перенос веса на стопы, несение веса на ногах, разгибание нижних конечностей против действия силы тяжести, перенос веса на одну ногу. Вот это потребует активных усилий специалиста по физической реабилитации и обучения родителей.

Если мы посчитаем время, которое в случае следования данной стратегии можно будет считать временем вмешательства, то оно увеличится до 5–6 часов в день!

Вот прекрасный пример доказательной реабилитации ДЦП в России.

В заключение: я не придумываю каких-то своих авторских методик, не провожу исследований препаратов и не продаю их. Я не берусь оценивать действия наших врачей и родителей, которые выбирают другой путь.

Я просто перевела на русский язык исследования методик лечения ДЦП по правилам доказательной медицины (с предоставлением ссылок на эти исследования), европейский консенсус по лечению детей с ДЦП, рекомендации крупных клиник и делюсь ими.

Также в этой статье использованы материалы мощнейших передовых реабилитологов нашей страны, которые имеют потрясающие успехи в своей работе и также опираются на опыт и разработки развитых стран (пример про девочку Настю).

Если вам не близки принципы доказательной медицины, ради Бога, лечитесь так, как вам нравится. Я уважаю выбор и мнение каждого, но для себя решила, что участвовать в большом неконтролируемом эксперименте над чужими детьми не могу по внутренним убеждениям. Как только появится лекарство от ДЦП с доказанной эффективностью и безопасностью, я первая же начну назначать его детям.

  • С уважением, детский невролог Островерхова Анна Максимовна
  • (Продолжение следует.)
  • Источник

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *