Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

Если у вас есть высшее или среднее профессиональное медицинское образование, и по каким-то причинам вы не желаете более работать в сфере здравоохранения, то эта статья для вас. Ниже мы рассмотрим варианты развития профессиональной деятельности медицинских работников, которые решили уйти из медицины в другую профессию.

Ценность профессионального опыта медицинского специалиста очень высока для других отраслей экономики. Не секрет, что получить медицинское образование может не каждый. Для этого нужна колоссальная выдержка, сила воли, интеллектуальные способности. Уже поэтому обладатели диплома о медицинском образовании стоят на ступень выше по своим морально-волевым и интеллектуальным качествам.

Причины, по которым медработники уходят из медицины

Почему врачи и средний медицинский персонал бросают медицину? Их достаточно много: объективные и субъективные.

Перечислим самые распространённые:

  • Профессиональное выгорание – это объективный фактор. В условиях высокой нагрузки выгорание происходит быстрее. На фоне проводимых реформ в сфере здравоохранения ощущения неудовлетворённости профессиональной деятельностью отмечается чаще. Сегодня это НМО, замена сертификации на аккредитацию. Другим фактором, который обостряет выгорание – это негативные публикации в СМИ, которые очень часто неверно отражают тот или иной конкретный случай. Такие публикации в СМИ генерируют негативный общественный импульс в отношении всего медицинского сообщества.
  • Профессиональные показания. Во-первых, это связано с вредными и опасными условиями труда: инфекции, негативные физические факторы. Например, для рентгенологов, рентген-лаборантов имеются свои ограничения. Медицинские работники имеют возможность уйти раньше на пенсию. Но если силы позволяют поработать, то встаёт вопрос о выборе новой профессии.
  • Финансово-экономическая необходимость. Из-за невысоких зарплат специалист вынужден искать дополнительные источники дохода. Первый вариант: подрабатывать по профессии в других медицинских организациях. Второй вариант: внутреннее совмещение, дополнительная нагрузка на месте работы. Третий вариант: искать заработки в других сферах. Многие после того, как попробовали себя в других профессиях, в итоге уходят именно туда.

Другие профессии для медицинских специалистов

Научная и исследовательская деятельность

Средний и высший медицинский персонал могут участвовать в научных и лабораторных исследованиях. Данный вид работы не всегда, но часто, оплачивается в достаточной мере и позволяет сохранить профессию.

Медицинские знания и опыт позволят быстро освоить сферу научных исследований в фармацевтическом производстве, деятельности лабораторий и НИИ. То же касается участия в деятельности по биолого-химическим специальностям. Например, в пищевой промышленности.

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

Чтобы работать в этой сфере в принципе не требуется какого-то отдельного дополнительного образования. Если эта работа сопряжена с преподаванием, то тут потребуется пройти переподготовку.

Фармацевтический представитель

Работа медицинским представителем предполагает карьерный рост и достаточно высокие заработки. При этом здесь имеет место ненормированный рабочий день, постоянные разъезды и коммуникации с большим количеством людей ежедневно.

Многие медицинские работники выбирают данную сферу и строят эффективную карьеру. Для работы в этой сфере достаточно пройти спецкурсы или тренинги «Эффективное общение», «Технологии продаж».

Эстетическая косметология, СПА

Индустрия красоты и отдыха всегда держит открытыми двери для специалистов с медицинским образованием. Работать можно в салонах красоты и косметических кабинетах.

Заработок можно формировать самостоятельно, чтобы получать приличный доход, предполагается самостоятельное продвижение услуг и наработка клиентской базы. Навыки и медицинские знания в этой сфере найдут прямое применение.

При этом салон красоты или СПА, в котором работает специалист с медицинским образованием, будет более конкурентоспособным.

Чтобы полностью адаптироваться в этой профессиональной области, нужно пройти небольшие по объему практические спецкурсы. Обычно они заточены под каждую организацию. Например, «Технологии консультирования клиентов».

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

Данная должность подходит для врачей с высокой квалификацией. В зависимости от объемов работы и формы собственности, заработная плата может быть внушительной. Вариантом работы в таких центрах может быть несколько.

Можно вести консультации клиентов в качестве спортивного врача или спортивного диетолога (нутрициолога). Для этого, конечно нужно пройти профессиональную переподготовку по таким программам, как «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Диетология», «Нутрициология».

Первые две программы предполагают медицинскую специализацию, а «Нутрициология» — немедицинская специализация. Обладатель медицинского диплома может с успехом работать консультантом по похуданию и коррекции веса.

Другой вариант, можно получить дополнительное образование фитнес-тренера, фитнес-инструктора. Здесь также достаточно пройти переподготовку.

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

Расследование и установление страховых случаев. Оплата часто сдельная, а базовая заработная плата невысокая. Если в этой сфере есть талант, то можно зарабатывать хорошие деньги и рассчитывать на карьерный рост.

Педагог и репетитор

Возможно работать в частных и государственных компаниях и/или оформить индивидуальное предпринимательство. Если специалист решил работать на себя самого, то с введением закона «О самозанятости», упрощается адаптация в этой сфере. Доход и карьерный рост зависят от педагогической и профессиональной подготовки и сферы деятельности.

Первый вариант, пройти переподготовку до 1000 ак. часов на педагогическую специальность. Программа с объёмом 1000 часов позволяет получить диплом о переподготовке с присвоением квалификации «учитель», «педагог». Диплома о переподготовке достаточно, чтобы работать в образовательных учреждениях всех форм собственности.

Пройдя курс «Менеджмент в образовании» или «Государственное и муниципальное управление», можно занять административные должности в образовательном учреждении: методист, педагог-организатор, заместитель директора, директор. В государственных учреждениях имеет место конкурсная основа. Более располагают к успешному освоению такиепедагогические специализации, как 

  • «учитель биологии и химии», 
  • «учитель физической культуры», 
  • «учитель ОБЖ», 
  • «педагог-психолог», 
  • «учитель-дефектолог», 
  • «логопед», 
  • «социальный работник».

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

Если вы заинтересованы в продолжении медицинской карьеры, можно обратить внимание на работу за рубежом. Для этого необходимо знать язык страны и иметь отличную подготовку.

Выбор новой профессии в принципе не ограничен. Согласно закону «Об образовании» можно пройти переподготовку практически по любой профессии. Выбор новой профессии зависит от желания, некоторых способностей и т.д. Полный перечень специальностей и направлений представлен на сайте Академии СНТА.

Стоит отметить, что всегда можно пройти очные и дистанционные курсы профессиональной переподготовки на базе Современной научно-технологической академии (СНТА) и начать карьеру в новой профессии.

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Бывших медсестёр не бывает. Как вернуться в профессию?

  1. Программа «Возвращение в профессию: медицинский работник» заработала во Владимирской области. У медработников, когда-то оставивших профессию, появилась бесплатная возможность вернуться, пройдя переподготовку или повысив квалификацию.

    «Такие профессии, как санитары и младшая медицинская сестра по уходу за больными, не требуют медицинского образования. А их труд очень востребован для лежачих больных» — пояснила Ирина Арсенова, зав. отделом обеспечения государственных услуг ДТЗН.

    Программа заработала в 2019 году, предложением уже воспользовались 92 человека как с медицинским образованием, так и без него. Больше всего желающих переобучиться — 18 человек — из Гусь-Хрустального района.

    Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

  2. Для того чтобы пройти обучение и восстановить, например, сертификат медсестры, необходимо обратиться в центр занятости по месту жительства. Предоставить трудовую книжку либо сведения о декретном отпуске, а также дипломы об образовании.

    Вернут в профессию даже тех, кто выбыл из неё на долгое время,  от 1 года  и выше. Людей переобучат по новым стандартам. В прошлом году обучились 17 потоков специалистов от 17 центров занятости по всей области.

    Среди них были безработные граждане, пенсионеры и находившиеся в отпуске по уходу за ребенком.

    Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

  3. Обучение, а именно переподготовка, длится около 3 месяцев. Но если медику нужно просто повысить квалификацию, хватит и месяца. Занятия проходят на базе медицинских колледжей. В области их 4: во Владимире, Муроме, Коврове и Александрове.

    Жителям из других районов, вынужденным ездить на обучение за десятки километров, возмещаются затраты на билеты в общественном транспорте. Безработные граждане в период обучения взамен пособия получают стипендию в размере от 1,5 тысячи рублей.

    Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

  4. Для успешного трудоустройства медик может сам заранее договориться с работодателем, чтобы его гарантированно приняли на работу после обучения. Таким образом поступили 99% новоиспечённых слушателей.

    Сейчас 53 человека из 92 обучившихся уже работают в бюджетных медучреждениях региона. Их с радостью приняли в поликлиники, больницы, санатории, дома престарелых. Оставшиеся планируют трудоустроиться до конца февраля.

    Статистика ведется по каждому человеку.

    Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

  5. В 2020-м программа «Возвращение в профессию: медицинский работник» продолжается. Она будет работать всё время, пока областные медучреждения испытывают потребность в среднем и младшем персонале. В плане обучить не менее 50 сотрудников.

    Департамент по труду и департамент здравоохранения работают над его реализацией совместно. Если переобучаться самому, а не от центра занятости, это обойдётся в сумму около 30 тысяч рублей.

    Так что лучше сэкономить, пока государство даёт такую возможность.

    Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

    Татьяна Данилова

    Фото «Призыва»

На кого пойти учиться, чтобы хорошо зарабатывать: обзор перспективных медицинских направлений

в Уральском медицинском колледже

Приемная кампания стартует в июне, так что школьникам пора определяться, куда пойти учиться. Почему будущим медикам стоит выбрать Уральский медицинский колледж? Чем он уникален? Как в него поступить? Рассказываем и показываем в спецпроекте.

А для более легкой навигации пользуйтесь боковым меню.

Уральский медицинский колледж — это один из первых в регионе негосударственных медицинских колледжей. В 2018 году учреждение получило лицензию и прошло государственную аккредитацию образовательной деятельности. Студенты получают в нём среднее профессиональное образование, проходят профессиональную переподготовку и курсы повышения квалификации.

— Мы не только одни из первых, но и одни из лучших в городе, — отмечают в Уральском медицинском колледже. — Все аудитории с качественным ремонтом и новой мебелью оснащены современным компьютерным, мультимедийным и медицинским оборудованием. В организации работает профессиональный педагогический коллектив, состоящий из преподавателей-практиков.

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность Находится колледж в центре Челябинска по ул. Курчатова, 9 : туда легко добраться из любой точки города как на личном, так и на общественном транспорте.

На сегодняшний день в Уральском медицинском колледже возможно получить среднее профессиональное образование по пяти специальностям:

Сестринское дело (квалификация «медицинская сестра»)

Лечебное дело (квалификация «фельдшер»)

Стоматология профилактическая (квалификация «гигиенист стоматологический») Фармация (квалификация «фармацевт»)

Медицинская оптика (квалификация «оптик-оптометрист»)

Причем специалистов медицинской оптики и стоматологии профилактической в Челябинске готовят исключительно в Уральском медицинском колледже! Ознакомиться с ценами за обучение можно на сайте.

В целях повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда Уральский медицинский колледж предоставляет студентам возможность пройти в ходе обучения профессиональную переподготовку по нескольким дополнительным специальностям медицинской направленности.

О том, как готовят студентов в Уральском медицинском колледже, рассказал директор Олег Крылов.

— Олег Николаевич, какую главную цель вы ставите перед коллективом?

— Мы понимаем, что наши выпускники станут теми сотрудниками медицинских организаций, к которым наши дети и внуки будут обращаться за медицинской помощью. И хочется, чтобы эти услуги оказывались качественно. Поэтому главная цель работы колледжа — подготовить лучших и самых конкурентных выпускников в сфере здравоохранения Челябинской области.

Что для этого делается в колледже?

— Мы последовательно решаем основные задачи. Первое — это материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

В каждой аудитории установлены современные компьютеры и мультимедийное оборудование, обеспечен доступ к электронным библиотекам, закуплены полные учебно-методические комплексы по всем изучаемым дисциплинам.

Манекены и медицинские симуляторы заказываются у лучших производителей. В образовательном процессе используются самые современные цифровые технологии.

Второе — подбор педагогического персонала и руководящих кадров. Имея собственный отдел персонала, администрация колледжа ведет кропотливую работу по поиску и привлечению на работу самых опытных, творческих преподавателей, в том числе практиков из лучших клиник города.

Третье — соблюдение правил противопожарной безопасности, выполнение СанПиН, поддержание антитеррористической защищенности объекта на должном уровне.

Учредители колледжа финансируют выполнение всех требований контролирующих органов.

Физическую охрану учреждения осуществляет профессиональная охранная организация. Пропуск студентов и сотрудников производится с помощью электронных ключей. Автоматически на входе измеряется температура тела. Во всех помещениях ведется круглосуточное видеонаблюдение.

На этажах и в туалетных комнатах установлены автоматические дозаторы антисептика. Каждая аудитория и каждый коридор оснащены рециркуляторами-очистителями воздуха. В аудиториях для специальных дисциплин оборудованы раковины для мытья рук. В медицинском кабинете каждый день работает фельдшер.

Всего просто не перечислить.

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

Четвертое — создание комфортных условий для обучения студентов и работы коллектива. В помещениях и аудиториях с южной стороны установлены кондиционеры. Там, где необходимо, — системы электрообогрева с автоматическими датчиками температуры.

Обеспечен бесплатный WI-FI для студентов, работают буфет и гардероб, есть комната досуга студентов. Две преподавательские укомплектованы холодильниками, кофемашинами, современной оргтехникой. В колледже поддерживается строгая дисциплина.

За ее нарушения и плохую успеваемость студентов отчисляют.

1. Стоматология профилактическая.

Всё чаще жители страны, заботясь о здоровье, понимают, что регулярная профессиональная гигиена полости рта обходится дешевле и проще дорогостоящего лечения зубов. Оказывает эту услугу гигиенист стоматологический, он очень востребован в современной жизни.

— Для тренировок студентов колледж закупил немецкие манекены с немецкими зубами, — смеется директор колледжа.

 — Благодаря дорогим и качественным материалам мы можем имитировать зубной камень, который студенты должны научиться удалять с помощью ультразвуковых аппаратов и специальных инструментов.

После того как они отточат навыки на манекенах, их приглашают на практику в сеть стоматологий «Белый кит», студии стоматологической профилактики «32 ok» и другие.

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность Еще одна перспективная и востребованная специальность — «оптик-оптометрист». Это узконаправленный специалист, который корректирует патологии зрения, подбирая очки и контактные линзы. Помимо основной специальности, студенты получают рабочую профессию «сборщик очков», которая также востребована на рынке труда.

— Обучение проводится на высокотехнологичном оборудовании — станках и приборах, используемых в действующих клиниках и оптиках. Практику студенты проходят в оптических центрах «Оптик центр» и подобных им, — отмечает директор Уральского медицинского колледжа Олег Крылов.

Приемная кампания стартует уже 20 июня. Основные абитуриенты колледжа — это выпускники 9-х и 11-х классов, которым во время посещения приемной комиссии нужно будет пройти психологический тест. Документы для поступления можно подать не только лично, но и дистанционно —на сайте Уральского медицинского колледжа.

— Приемная комиссия, конечно, смотрит на средний балл аттестата об образовании, но в целом он не является главным фактором для нас. Мы обращаем внимание на то, как абитуриент мотивирован на обучение и дальнейшую работу в медицине, — говорит Олег Крылов.

В колледже сформированы пространства, оборудованные всем необходимым для творческих и спортивных занятий!

Вот лишь часть достижений студентов за этот год:

· хореографический коллектив студии «Вдохновение» стал лауреатом I и II степеней в конкурсе «Весна студенческая»;

· волейболисты колледжа заняли 3-е место в городских соревнованиях, а легкоатлеты победили в районном первенстве. Появилась баскетбольная секция;· в конкурсе «Человеческий фактор» команда Уральского медицинского колледжа заняла 1-е место в городе по оказанию первой медицинской помощи и попала в топ-10 команд региона. Представляя Челябинскую область на конкурсе УрФО, заняли 5-е место;· студент Уральского медицинского колледжа стал лауреатом III степени в городском конкурсе вокалистов.

Отдельная страничка студенческой жизни — волонтерский отряда «УМКа», который участвует в огромном количестве общественных и благотворительных мероприятиях города. Кроме того, в колледже работает студенческий совет, имеющий собственный пресс-центр.

Совет, возглавляемый избранным президентом, принимает важные решения по многим вопросам студенческой жизни.

Всесторонне развитый, конкурентный, высокопрофессиональный выпускник — главная цель работы Уральского медицинского колледжа. Начните достойную карьеру в Уральском медицинском колледже! Посетите виртуальную экскурсию по колледжу прямо сейчас.

Уральский медицинский колледж,Челябинск, ул. Курчатова, 9;тел. (351) 202-00-60;график работы по будням: с 09:00 до 18:00, перерыв с 13:00 до 14:00.

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальность

Всем привет. Это самый лирический и философский пост в блоге на данный момент -:). Потому что в нем я не буду говорить ни про реабилитацию, ни про организационные моменты или права пациента.

В ней я поделюсь ощущениями и впечатлениями от того как складывается моя медицинская карьера. Особенно с учетом того что из медицины я уходил на долгие годы и вернулся в нее только в 2016 году.

А работу практикующего врача возобновил с января 2017 года.

  На сначала короткая предыстория…

Закончив медицинский университет и пройдя ординатуру в 2004 году из практической медицины я ушел весьма быстро. Причина естественна и банальна – это зарплата в 4500 рублей. Было понимание, что нужно нарабатывать стаж, опыт и “все приложится”.

Но в тот момент почему то не было оптимистичного настроя в медицине в целом. Это с 2006 года он появился, когда на нее хоть как то обратили внимание. И когда появились первые 10000 доплаты участковым.

А в 2004 – 2005, как то казалось особенно ждать нечего.

Путь как и у многих коллег привел в фармбизнес, а конкретно – в медпредставительство. Никакого идейного содержания для себя в этой работе я не нашел. Было несколько компаний, небольшой карьерный рост.

Но почему то это дело совсем не стало моим по духу, не стало чем то что хоть как то бы увлекло меня внутренне. Обычная продажа рабочего времени за оплату, не более того. А самое главное – это ощущение и какое-то понимание внутри что это временно.

И что нужно это для того чтобы встать на ноги, создать какую-то материальную базу, а потом уйти.

После медпредставительства был практический опыт открытия медицинского центра – вполне удачный. Собственно я даже и не знаю, почему все это время у меня сохранялась тяга к практической медицине и белому халату.

И в конце концов, я решил не бегать от себя, а попробовать к себе забежать. Не скажу что это было как-то чрезмерно драматично. Муки расставания, радость возвращения -:). Нет, такого эмоционального фона у меня не было.

В итоге мой выбор пал на направление физиотерапии и реабилитации. Почему именно этот выбор – это вопрос отдельной статьи о причинах и мотивах. И вот, осенью 2016 года я иду на цикл по Физиотерапии и курортологии на кафедру Терапии в НГМУ, а с января 2017 года выхожу на работу в физиотерапевтическое отделение ГКБ №25 Новосибирска. Где и работаю по сей день.

 Личные ощущения после возвращения

Медицинская карьера и практика после возвращения в специальностьПорой я уже даже и не думал, что когда-нибудь одену белый халат…

Конечно, медицинская карьера после такого перерыва имеет свои особенности. Было опасение что все забыл и не помню элементарных вещей. Естественно, определенный стресс тоже имел место быть. Но оказалось все не так фатально, и те знания которые у меня были, но казались забытыми откуда-то из глубин всплыли. Так же не совсем потерялось клиническое мышление. А подборка медицинской литературы, причем не только по профилю физиотерапии и реабилитации, но так же по терапии, хирургии и неврологии помогла вспомнить знания и адаптироваться легче и быстрее чем даже я сам думал.

Возможно немного похвастаюсь, но все таки скажу. Определенные плюсы в таком сознательном подходе все таки есть. И в том, что в этот раз я пришел в медицину не со студенческой скамьи и большим ворохом нерешенных материальных проблем, а уже сознательным, сложившимся человеком.

А самое главное, вполне мог себе позволить сосредоточиться не на вопросах базового выживания и самообеспечения, а на развитии карьеры и практики. Если бы у меня так критически стоял вопрос зарплаты, дохода, то наверное я бы и не вернулся.

Ну а с учетом того что я эти направления “прикрыл”, я смог цельно сосредоточиться на знаниях и работе.

 Что понравилось в медицине в целом

В целом в нашей медицине оказалось все на так плохо и страшно, как об этом иногда любят покричать “всепропальщики” -Ж). Конечно есть огромный пласт проблем, но есть и светлые моменты. Это уже не такие плохие зарплаты. Да, за тяжелый, ненормированный труд.

Но все таки они уже не такие унизительные по сравнению с 90-ми годами и началом 2000-х. Сейчас так же есть огромное количество частных клиник. И у врача есть возможность как выбрать место работы, так и совмещать и подрабатывать при желании в другом месте.

Конечно, уровень зарплат и дохода пока еще далек от эталонных западных образцов и размеров, но тем не менее, подвижки есть.

Оснащение поликлиник и государственных больниц. Все таки сытые нулевые принесли определенные плоды и медицине что то перепало. Такого ужасного положения дел, как в 90-х годах сейчас нет и близко.

Вспоминаю, как в 90-х люди не то что свои лекарства должны были приносить, но в некоторых больницах даже простыни для кровати. Сейчас такого бардака слава богу нет и близко.

А врачам даже запрещено что либо просить у пациентов.

Повторюсь про частные клиники. Выбор теперь есть не только у врачей, но и пациентов. И если человек готов заплатить за то чтобы не стоять в очереди и его приняли по первому разряду – то почему бы и нет.

При этом у частных клиник есть один положительный момент для пациента. Им необходимо за него конкурировать. И работать над всеми аспектами своего развития.

От приглашения специалистов с именем до элементов сервиса.

 Государственная медицина не сильно отстает от частной…

На самом деле и муниципальные больницы тоже повышают качество своей работы. И у нас внедряются полезные технологии, бережливое производство. Врачей муниципальных учреждений так же учат сервису и общению с пациентами. А возможность пожаловаться и подать на медучреждение в суд сыграло в чем то отрицательную, но в чем то и положительную роль.

Многие муниципальные больницы абсолютно не отстают по технологиям, оборудованию. Наличие интернета и телемедицины дает врачу возможность обучаться как угодно и чему угодно. Естественно, врачу ЖЕЛАЮЩЕМУ быть не серостью и посредственностью, а специалистом с именем. Проще говоря, при наличии негативных явлений все не так ужасно и плохо, как иногда кажется.

В конце концов, одно из лучших завоеваний нашего времени, это возможность выбора.

 Что не понравилось и является большой проблемой ( для медицины в целом )

Но есть и некоторые моменты, которые кажутся просто абсурдными. И первый момент, это административная и бюрократическая волокита. Нет, не просто заполнение карточек или “12 минут на пациента”.

А весь вал проверок, контроля и откровенного копания под врача всеми, начиная от страховых компаний и заканчивая чуть ли не правоохранительными органами. Иногда кажется что врач в принципе может даже не лечить пациента.

Самое главное – правильно оформить историю и все написать.

Второй момент, выражусь поделикатнее “подготовленность” пациента. Пациенты сейчас грамотные -:). Медицинские специальности в Гугле они освоили не хуже врачей, а то и лушче !  -:). А еще они знают, что врач сейчас это главный преступник и коррупционер. И еще знают, что если что то не так, нужно пренепременно подавать на него и медучреждение в суд.

Конечно же, как минимум иск на 100 миллионов. Впрочем, я не хочу долго на эту тему распространяться. Такой жалобный мотив не совсем то, о чем хотелось бы писать. Скажу коротко и просто – за временем разбрасывать камни ОБЯЗАТЕЛЬНО приходит время эти камни собирать. Хотим мы этого или нет. Хотя при этом я вполне уважаю пациентов и их права.

И даже веду на этом сайте отдельную рубрику, в которой помогаю решать эти вопросы.

  В принципе, на самом деле этим этапом жизни я глубоко удовлетворен. Буду ли я оставаться в медицине и будет ли продолжаться моя медицинская карьера ? Это однозначно да. А вот насчет физиотерапии – совсем не уверен.

Всё сначала: почему бывшие медики не могут восполнить кадровый дефицит

О нехватке медицинских кадров в России говорят не первый год. На фоне пандемии коронавируса нагрузка на систему здравоохранения возросла в разы и дефицит стал еще более ощутим. В больницах нехватку специалистов пытаются восполнять, переобучая сотрудников и привлекая их из других регионов.

Но саму кадровую проблему это не решает, ведь кто-то должен занять и их место. В таких условиях о возвращении в профессию задумались те, кто ранее был вынужден уйти из медицины. Но оказалось, что принять на работу опытного специалиста больницам куда сложнее, чем взять новичка.

В ситуации разбирались «Известия».

Новые правила

Одного диплома для работы в медицине сегодня мало. Согласно Федеральному закону об охране здоровья граждан, специалисту также требуется сертификат. Тем, кто не работал по профессии более пяти лет, необходимо, кроме того, пройти обучение по дополнительным профессиональным программам.

Получение такого документа стало проблемой даже для тех, кто не покидал сферу здравоохранения.

Михаил Николаев, председатель профсоюзной организации ОПРЗ «Действие» ГБУЗ «КССМП» (клиническая станция скорой медицинской помощи) в Волгограде:

Сейчас в России ввели непрерывное медицинское образование, НМО. Как это работает, не очень понятно. Суть в том, что сертификат действует 5 лет, потом его нужно подтвердить.

Есть портал непрерывного медицинского образования, там в личном кабинете можно выбрать курсы по своей специальности и ежегодно прослушать необходимое количество часов. Частично это лекции по интернету с тестовыми заданиями, которые можно пересдавать бесконечно, плюс обязательно ежегодно отправляться на очные курсы.

Но здесь возникает проблема. По данным портала НМО, оплачивать курсы должен фонд обязательного медицинского страхования.

Работник заранее заходит на портал, выбирает курс, подает заявку работодателю, тот согласовывает это с графиком работы, подает заявку в территориальный фонд ОМС, где на обучение и командировку специалиста должны выделить целевые деньги. Но система работает в тестовом режиме, поэтому, по словам самих сотрудников НМО, целевых денег на местах нет.

Переложить это на работодателя, опираясь на другие положения в законах, тоже удается далеко не всегда.

Михаил Николаев:

С точки зрения трудового договора

у работодателя есть обязанность обучать работника. Но тогда для каждого работника

должно быть предусмотрено время для обучения, что, конечно, не делается. Иначе врач скорой вместо выезда должен был бы сидеть учиться.

Поэтому на курсах чаще всего лекции читают в выходные дни, но, во-первых, такая возможность тоже есть не у всех, кто-то работает больше чем на ставку, ему нужно хотя бы какое-то время отдыхать, а во-вторых, свободное время работника уже не регулируется трудовыми отношениями, работодатель снимает с себя все обязанности по оплате обучения.

А отсутствие сертификата вполне может стать и поводом для увольнения медика, поясняет специалист.

Вклад в будущее

Если у сотрудника есть хоть какой-то шанс урегулировать вопрос получения сертификата, то у тех, кто только хочет устроиться на работу, нет и такой возможности.

Автор цитаты

«Раньше мы могли сначала взять работника, в котором заинтересованы, а потом отправить его учиться. Сейчас правила поменяли, всё ужесточили. Потенциального сотрудника, который прошел собеседование у главврача, затем прогоняют через собеседование в департаменте здравоохранения и тестирование в ситуационном центре», — поясняет «Известиям» старшая сестра в одной из столичных поликлиник.

Так, чтобы получить даже не место, а возможность на него претендовать, необходимо вновь вкладывать средства в свое образование. При этом гарантии трудоустройства никто не дает.

С такой ситуацией столкнулась и Светлана Родина. С дипломом медицинской сестры она проработала анестезистом 17 лет, а затем ушла в косметологию.

Закрытие салонов красоты и дефицит рабочих рук в медицине заставили ее снова задуматься о возвращении в профессию.

Светлана Родина, косметолог, сестра-анестезист:

Многие мелкие салоны красоты столкнутся с трудностями. Хочу вернуться именно в медицину, потому что без косметолога прожить можно, а без грамотного специалиста медика нет. Без сестры-анестезиолога врач не сможет работать. На этом месте я себя чувствую более значимой.

Чтобы осуществить задуманное, ей, как выяснилось, нужно потратить по меньшей мере 30 тыс. рублей. И это только на один сертификат, который сам по себе еще не гарантирует трудоустройства.

Светлана Родина:

Обучение длится примерно три месяца, потом получаешь удостоверение специалиста, которое подтверждает твой диплом. При этом сертификат получать нужно под то место работы, куда хочешь устроиться.

Например, раньше со своим дипломом я могла работать и в анестезиологии, и в стоматологи, и в психиатрии, и в наркологии — в любом отделении.

А сейчас, получив сертификат для работы в стоматологии, ты в ту же анестезиологию с ним не попадешь.

Для многих такое положение стало непреодолимым препятствием для возвращения в медицину. При этом назвать ситуацию исключительно проблемой самих бывших медиков нельзя.

Еще в 2019 году занимавшая тогда пост министра здравоохранения Вероника Скворцова заявила о нехватке в России 25 тыс. врачей и 130 тыс. сотрудников среднего медицинского персонала.

Сильно улучшить ситуацию, по мнению специалистов, до сих пор не удалось.

Автор цитаты

«Тенденция на сокращение количества младшего медперсонала продолжается, поэтому с 2019 года Минздрав предлагает регионам запускать программы по возвращению таких сотрудников.

Предлагается облегчить процедуру повышения квалификации, переобучения, в частности сократить часы, пересмотреть приказы и основания для увольнения медперсонала.

Пока такая программа есть в Алтайском крае, во Владимирской области, но никакой статистики о том, чего удалось за это время добиться, нет», — объясняет медицинский юрист Андрей Бендер.

В столице, по словам специалиста, решать проблему нехватки кадров на фоне распространения коронавируса пытаются путем переподготовки врачей. Но это в лучшем случае лишь временная мера.

Автор цитаты

«В короткие сроки предлагают переобучить врачей разных специальностей на работу в инфекционных отделениях.

Им предлагают высокие зарплаты, но всё это по временным трудовым договорам, и работники еще подумают, стоит ли ехать и терять свое постоянное место.

Бывшим медикам такой вариант не предлагается, потому что им в любом случае нужен сертификат и курсы повышения квалификации», — рассказывает Андрей Бендер.

Закончил медицинский ВУЗ. Что дальше?

Вообще медицинское образование немного отличается от любого другого образования в нашей стране. Это и 6 лет учебы, и год интернатуры ( до 2017 года) так еще и два года ординатуры.

И если раньше человек после медицинского института без интернатуры даже врачом не считался. Сейчас другое, все выпускники мед ВУЗов носят гордое звание врач — лечебник, что это значит никто толком не знает. Известно лишь то, что вчерашние студенты с этой корочкой могут работать только участковыми терапевтами/педиатрами(если имеем ввиду выпускников педиатрического факультета).

Картинка для иллюстрации взята с сайта https://northcyprussale.ru/novosti_news_kipr/trnc_med_students_assoc_orghanizuiet_proghrammu_obmiena0

Картинка для иллюстрации взята с сайта https://northcyprussale.ru/novosti_news_kipr/trnc_med_students_assoc_orghanizuiet_proghrammu_obmiena0

Хочешь больше? Хирург? Невролог? Офтальмолог? Уролог? Гинеколог? Неонатолог? Добро пожаловать в ординатуру на два года.

И если с ординатурой по высоковостребованным специальностям (Терапия, Кардиология, Общая хирургия) дела обстоят неплохо. То с узкими специальностями все гораздо хуже.

Одно-два бюджетных места на кучу народу, и почти неограниченное число платных мест , которых хватит на всех кто готов платить от 220 тыс.руб./год

Картинка для иллюстрации взята с сайта https://changecurrency.ru/kak-nakopit-dengi-est-li-u-tebya-talant-nakaplivaniya-deneg/

Картинка для иллюстрации взята с сайта https://changecurrency.ru/kak-nakopit-dengi-est-li-u-tebya-talant-nakaplivaniya-deneg/

Ординатура — такая штука, где вчерашнего студента бросают в больницу под крыло куратора, иногда приправляя его некоторым количеством лекций, по специальности и не очень. Задумка в целом хорошая.

Куратор должен наставлять, объяснять и всячески помогать молодому коллеге в новой для него специальности.

А сам ординатор как губка впитывать информацию и всячески помогать своему куратору в рутинной работе.

Картинка для иллюстрации взята с сайта https://versiya.info/v-mire/18677/amp

Картинка для иллюстрации взята с сайта https://versiya.info/v-mire/18677/amp

Но не всегда бывает так радужно. Часто ординаторов даже не подпускают к пациентам, заваливая их бумажной работой, которая едва ли пригодится в будущей жизни. С чем это связано- неизвестно.

Нежелание брать на себя ответственность? Нежелание вырастить себе конкурента? Недостаточный энтузиазм или базовая подготовка самого ординатора?Наверное единого ответа нет, и в каждой ситуации правильный ответ свой.

Картинка для иллюстрации взята с сайта https://www.lordabbett.com/en/perspectives/practicemanagement/regulation-produces-more-questions-for-advisors-than-answers.html

Картинка для иллюстрации взята с сайта https://www.lordabbett.com/en/perspectives/practicemanagement/regulation-produces-more-questions-for-advisors-than-answers.html

Мне повезло. Моя учеба в ординатуре была приближена к первому варианту. В дальнейшем я планирую публиковать истории в хронологическом порядке от ординатуры, интересные, поучающие, знаковые моменты этого пути, до непосредственно рабочих моментов. Поэтому подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.

Карьерные траектории медицинских работников и факторы их формирования

Аналитики отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ в рамках работы над проектом «Научно-методическое сопровождение профессионального роста специалистов и прогноз развития кадрового обеспечения государственной системы здравоохранения города Москвы» исследовали факторы формирования карьерных стратегий медицинских работников.

Трудовой путь может развиваться по разным сценариям: одни устраиваются в медицинские организации и поднимаются от рядового сотрудника до заведующего отделением, заместителя главного врача, руководителя организации, другие не видят для себя привлекательной административную сферу и предпочитают заниматься непосредственно оказанием медицинской помощи. Кроме того, для врачей развитие в практическом здравоохранении не является единственно возможной карьерной траекторией, многие находят себя в науке: участвуют в научной деятельности, публикуют результаты исследований, представляют авторские методики, участвуют в разработке медицинских препаратов, инструментов, оборудования. Часть из них посвящает свою жизнь преподавательской деятельности − подготовке квалифицированных кадров для российского здравоохранения. Нередко медицинские работники совмещают две или более трудовые траектории, выстраивая одновременно карьеру в разных сферах и/или в разных организациях.

Аналитиками было выделено три наиболее популярных карьерных траектории у медицинского персонала. Первую траекторию «двух стульев в одной организации» реализуют сотрудники, предпочитающие максимально удовлетворять свои потребности при помощи ресурсов только своей организации.

Вторую траекторию − «двух (или более) стульев в разных организациях» выбирают медицинские работники, которые не ограничиваются возможностями одной организации, считая верным выстраивать карьеру сразу в нескольких учреждениях.

Последнюю – третью траекторию «одного стула» реализуют все те, кто считает достаточным для себя иметь только одно место работы и только одну должностную позицию.

На выбор карьерной траектории влияют факторы: социально-демографические, профессионально-квалификационные, психологические (психоэмоциональные).

Среди социально-демографических факторов выделены пол и возраст. Если рассмотреть гендерный аспект, то можно отметить существенные различия между тремя карьерными траекториями среди врачебного персонала (см. рисунок ниже).

Опрошенные женщины-врачи более склоны занимать только одну ставку в организации (86,3 %) или осуществлять совместительство именно в своей организации (66,3 %), чуть меньше трети (32,6 %) респондентов женского пола предпочитают работать в нескольких учреждениях.

Среди мужчин-врачей две трети (67,4 %) выстраивают карьеру сразу в нескольких учреждениях, треть (33,7 %) для удовлетворения своих потребностей использует ресурсы одной организации, и только 13,7 % ни в каком виде не осуществляют совместительства.

В российском здравоохранении медицинские братья встречаются достаточно редко, что делает нецелесообразным рассматривать средний медицинский персонал по гендерным различиям.

Что касается возрастных различий, то выявлено: с увеличением возраста у врачебного персонала меняются и карьерные траектории (см. табл.).

Так, среди молодых сотрудников до 30 лет гораздо чаще встречаются реализующие вторую карьерную траекторию (44,2 % против 37,9 % респондентов, выбирающие третью карьерную траекторию, и 32,0 % респондентов, предпочитающих первую траекторию), с приобретением опыта больше половины врачей работают по совместительству в своей или в иной организации (52,4 % осуществляют совместительство в своей организации, 51,2 % работают в нескольких учреждениях, и только 38,9 % респондентов занимают одну должность). Врачи в возрасте 50 лет и более склонны занимать одну должность (23,2 %) или осуществлять совместительство только в своей организации (14,0 %), лишь 4,7 % респондентов старших возрастов выбирают построение карьерной траектории второго типа.

Предпочтения в выборе карьерных траекторий в зависимости от возраста

Карьерные траектории 20−30 лет 31−49 лет 50 и более лет    Итого
I траектория врач 32,9 % 52,4 % 14,6 % 100,0 %
медицинская сестра 34,4 % 61,5 % 4,2 % 100,0 %
II траектория врач 44,2 % 51,2 % 4,7 % 100,0 %
медицинская сестра 38,9 % 55,6 % 5,6 % 100,0 %
III траектория врач 37,9 % 38,9 % 23,2 % 100,0 %
медицинская сестра 39,4 % 53,3 % 7,3 % 100,0 %

Значимых различий, связанных с возрастом, среди медицинских сестер не было выявлено, что говорит о влиянии иных факторов на построение карьерных траекторий среднего медицинского персонала, требующих дальнейшего изучения.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *