Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы ног ребенка с помощью гимнастики и массажа.

Упражнения предназначены для грудных детей, которым нужно сформировать опору на ножки и подготовиться к первым самостоятельным шагам.

В качестве дополнительного укрепления перед упражнениями можно сделать массаж ног (инструкцию смотрите по ссылке). В начале для выполнения упражнений нам понадобится гимнастический мяч.

Упражнение 1

Положите ребенка животом на мяч, ногами к себе. При этом

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

удерживайте его в подмышечной области. Прокатите ребенка на мяче к себе до соприкосновения подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Малыш должен научиться выпрямлять ноги и удерживать вес тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5–7 раз.

Упражнение 2

Ребенок находится в том же исходном положении, как в предыдущем упражнении. При прокатывании ребенка на мяче к себе сделайте так, чтобы его стопы упирались вам в область грудной клетки

Упражнение 3

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

Теперь возьмите ребенка на руки спиной к себе. Перед собой положите гимнастический мяч. Поднимите ноги ребенка, слегка согнув в коленных суставах и прижмите стопы к мячу. Добейтесь, чтобы малыш отталкивал мяч от себя, выпрямляя ноги. Повторите упражнение 8–10 раз. При отталкивании придерживайте мяч. Тем самым вы увеличите нагрузку на ноги малыша и будете тренировать мышцы ног.

Упражнение 4

Возьмите ребенка за туловище в подмышечной области спиной к себе, согните его ноги в коленных суставах и поставьте на стол. Он должен с вашей поддержкой удержаться в позе «стоя на коленях» до 5–7 секунд. При этом следите, чтобы спина малыша была прямой.

Упражнение 5

Из положения ребенка «стоя на коленях» с поддержкой в подмышечной области потренируйте подъем с коленей при помощи опоры на каждую ногу по очереди. Повторите упражнение 3–4 раза для каждой ноги.

Упражнение 6

Потренируйте умение ребенка садиться на корточки и вставать,

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

желательно без вашей дополнительной помощи.Для этого поставьте малыша спиной к себе и поддерживайте его, обхватив рукой за талию. Слегка надавив в области подколенных ямок, помогите ребенку сесть на корточки, согнув ноги в коленных суставах. Задержите его в этой позе 3–5 секунд, после чего помогите ему выпрямить ноги, т.е. встать. Повторите упражнение 5 раз.

Упражнение 7

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

Следующее упражнение называется «Цапля». Потренируйте умение ребенка стоять на одной ноге. Это упражнение — для тех малышей, которые уверенно стоят на двух ногах, удерживая свой вес тела без посторонней помощи. Малыш стоит спиной к вам, а вы его страхуете, обнимая одной рукой за талию. Второй рукой возьмите ножку ребенка в области голени и согните ее в коленном суставе. Малыш должен удержать свойвес на одной ноге в течение 3–5 секунд. Затем поменяйте ноги для опоры, по очереди сгибая их. Повторите упражнение по 2–3 раза с каждой стороны.

Упражнение 8

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

Поучите малыша подниматься на ступеньку. Для этого поставьте ребенка к себе спиной и удерживайте его одной рукой, обхватывая его за талию. Перед его ногами поставьте ступеньку высотой 6–7 см. Для ступеньки можно использовать прочную коробку. Свободной рукой возьмите ножку малыша в области голеностопного сустава, приподнимите ее, сгибая в коленном суставе. Поставьте на ступеньку, плотно прижимая подошву стопы к поверхности ступеньки. Помогите малышу перенести вес тела на эту ногу и выпрямить ее, поднимаясь на ступеньку. Затем вторая ножка должна встать рядом с первой. Вернитесь в исходное положение иповторите упражнение еще 3–5 раз, начиная движение с каждой ноги по очереди.

Как укрепить мышцы ног ребенка с помощью массажа смотрите в публикациях:

  • основные приемы массажа
  • массаж ног
  • детский массаж: рекомендации

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Гимнастика для детей – от новорожденных с первых дней жизни и до 1 года

Здоровье немыслимо без движения. И если нам иногда трудно уговорить себя лишний раз заняться зарядкой, то дети с удовольствием делают это сами. После того как ребенок пойдет, его уже не остановить. Малыш непрерывно исследует окружающий мир через зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.

В первые месяцы жизни ребенок ограничен в движениях и в познании. Но чем разнообразнее движения, тем разнообразнее информация, получаемая благодаря им. Так что умственное развитие ребенка напрямую зависит от его двигательной активности. 

Зависимость здесь очень простая: а) малоподвижные мышцы, кости, связки и суставы не получают достаточно стимулов, вследствие чего б) не приобретают необходимый для дальнейшего роста тонус, что в) замедляет развитие двигательных навыков и умений, а это ведет к г) ограничению возможностей узнавать новое о мире. 

К счастью, у нас есть гимнастика — она поможет ликвидировать дефицит движения у младенца, создаст благоприятные условия для его здоровья и развития. А еще гимнастика поможет поддерживать эмоциональный контакт между мамой и малышом. Любящие мамины руки, ее нежные поглаживания, ласковый голос, когда она во время занятий читает малышу потешки-потягушки, — все это очень радует малыша.

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

  • Младенцы могут участвовать только в программах пассивной гимнастики. Это:
  • 1) гимнастика (физические упражнения);
  • 2) гимнастика на мяче;
  • 3) аквагимнастика.

О массаже, который тоже считается видом пассивной гимнастики, вы можете прочитать по этой ссылке. А здесь мы поговорим о том, чем интересен и полезен каждый из перечисленных видов гимнастики.

Гимнастика хороша большим разнообразием движений.

Упражнения улучшают аппетит, пищеварение, сон, углубляют дыхание (развивая тем самым легкие), вызывают усиленный приток крови к мышцам, к костям, с которыми они связаны, что способствует их росту.

Они тонизируют организм, дают малышу большой заряд энергии и радости. Младенец учится чувствовать свое тело, понимать его сигналы и быть в ладу со своим физическим «Я». 

До года желательно предварять гимнастику с малышом сеансом массажа. Он разогревает и готовит мышцы к нагрузке во время выполнения физических упражнений, которые и будут завершающей стадией массажа.

Гимнастика на мяче

Упражнения на мяче очень нравятся детям любого возраста. Но в грудничковом возрасте, помимо удовольствия от занятий, можно смело говорить об их несомненной пользе.

  • Снижают мышечный гипертонус;
  • Улучшают работу внутренних органов;
  • Тренируют вестибулярный аппарат;
  • Укрепляют мышцы спины, живота и конечностей;
  • Уменьшают дискомфорт при коликах.

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

Комплекс упражнений для детей способствует укреплению мышц спины, особенно вокруг позвоночника, делает позвоночник сильным и гибким. А это залог нормального функционирования нервной системы и свободного распределения нервных импульсов по всему организму.

Основные принципы гимнастики на мяче

  • Укрепление мышц спины — кладем ребенка на живот.
  • Укрепление мышц живота — кладем ребенка на спину.
  • Укрепление мышц при пупочной грыже — кладем ребенка на спину.
  • Общее расслабление ребенка — как правило, на животе.
  • Коррекция мышц при асимметрии мышечного тонуса — уклон мяча в ту сторону, где наблюдается повышенный тонус.

Оптимальный диаметр мяча для занятий с грудным младенцем — 60 – 65 см. В грудничковом возрасте для того, чтобы снизить повышенный тонус, мяч немного приспускают; чтобы, наоборот, тонизировать организм — туго надувают. Кроме общих для всех видов гимнастики, специфических противопоказаний для занятий на мяче практически нет, за исключением незажившей пупочной ранки.

Начинать занятия можно уже с месячного возраста.

Не переживайте, если в первое время и вы и малыш будете чувствовать небольшую неуверенность и напряжение: вы оба быстро освоитесь, если будете заниматься регулярно и без форсирования событий. 

Вы удивитесь, как быстро организм малыша отреагирует на такие занятия: результаты упражнений на мяче будут заметны почти сразу. Кроха станет активнее, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, у него улучшатся сон и аппетит, он получит положительный эмоциональный заряд.

Техника выполнения упражнений

Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек.

По мере того как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно.

На спине совершаются те же движения, что и на животе, начинать их стоит не раньше 3 месяцев: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону.

  • Малыш на животике. Кладем руки малышу на спину и слегка прижимаем его к мячу. Можно правой рукой придерживать кроху за спинку, а левой — фиксировать левую ножку в области коленного сустава. Начинаем потихоньку покачивать малыша вперед, назад, по кругу, чтобы при этом была небольшая вибрация.
  • В том же положении покачивайте малыша к себе и от себя, с небольшой вибрацией, если малыш уже держит головку.
  • Малыш на спинке. Придерживаем его руками за живот и в области голени, или можно правой рукой фиксировать животик, а левой — левую ножку. Медленно при покачивании мяча к себе сгибаем ножки малыша в коленных суставах, а при движении мяча от себя — выпрямляем. Осторожно качаем ребенка в положении лежа на спине в позиции головой вниз. Хорошо, если малыш будет при этом распрямлять руки, это снижает тонус мышц-сгибателей. Теперь пробуем выполнить это же движение сначала только правой, затем только левой ногой.
  • Малыш снова на животике. Держим его за руки и покачиваем вперед-назад. Постепенно приподнимаем вытянутые вперед ручки, чтобы малыш оторвал грудную клетку от мяча.
  • В том же положении правой рукой придерживаем малыша в области поясницы, а левой пробуем уложить в «позу лягушки», широко разведя коленки. В такой позе покачиваем вперед, назад, создавая вибрацию. Это не только расслабляет, но и очень полезно для развития тазобедренных суставов.
Читайте также:  Реабилитация после операций на кишечнике - методы восстановления

Во время занятий на мяче разговаривайте с малышом, хвалите его, пойте песенки или говорите прибаутки. Если малышу что-то не понравилось или он уже устал — прекратите занятия, продолжите в другой раз. Время занятий на мяче строго не регламентировано. Если вы и ребенок получаете от этого удовольствие, занимайтесь в течение дня сколько хотите.

Аквагимнастика

Дети прекрасно воспринимают этот относительно новый способ физического развития. Можно начать упражнения дома, в ванной и сделать их завершающим этапом после массажа и гимнастики или отдельным занятием.

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

Плавание с первых месяцев жизни ребенка очень полезно не только для физического развития, но и для укрепления нервной системы.

Малыш погружается в среду, к которой он привык, и это дает ему чувство психологического комфорта.

Занятия в воде не перегружают ребенка и особенно рекомендуются детям, имеющим нарушения психомоторного развития, страдающим заболеваниями костно-мышечной и нервной систем. 

Плавание:

  • укрепляет иммунитет;
  • нормализует сон;
  • регулирует обмен веществ;
  • стимулирует работу желудочно-кишечного тракта;
  • насыщает кровь кислородом;
  • тренирует сердечно-сосудистую систему;
  • формирует правильное дыхание;
  • воздействует на нервную систему.

Главное в занятиях — их постепенность и систематичность. На время привыкания малыша к процедуре вы можете находиться в ванной вместе с ним, обычно и взрослый и малыш получают от этого большое удовольствие.

Основные принципы аквагимнастики

  • Комфортная температура воды на первых занятиях — 37 – 37,5 градусов, с понижением ее до конца первого месяца плавания на 3 градуса, а третьего — еще на 2. Для тех, кто посмелее: пожалуйста, помните, что температура не должна опускаться ниже 28 градусов — в этом случае речь идет уже о закаливании.
  • Температура воздуха в ванной — 20 – 22 градуса, дверь открыта.    Занятия проводятся через 40 – 60 минут после кормления и за 30 минут до него.
  • Продолжительность занятий — 5 – 20 минут.
  • Вода должна быть без добавок (марганцовка, эфирные масла, отвары из трав, соль), поскольку ванны с этими добавками являются лечебными и рассчитаны на лежащего младенца, а аквагимнастика — это комплекс активных упражнений с достаточно интенсивной нагрузкой на мускулатуру, дыхательную, сердечно-сосудистую системы.
  • Во время занятий в воде уши малыша могут погружаться в воду, после упражнений не забываем просушивать их.
  • Время проведения занятий в воде с малышами младше 4 месяцев в дополнение к общему массажу составляет около 5 минут, для деток постарше — до 10 минут.
  • В качестве самостоятельного вида занятий аквагимнастика проводится в течение 15 – 20 минут.
  • Противопоказаниями являются: открытая пупочная рана, заболевания кожи, плохое самочувствие и настроение ребенка, острые респираторные вирусные и другие инфекции в активной фазе (обострения), острый период энцефалопатии, быстрое нарастание внутричерепной гипертензии, судороги, глубокая недоношенность детей (быстрая охлаждаемость) и общие противопоказания, относящиеся к назначению гимнастики и массажа.

Техника аквагимнастики

Начинать обучать малыша плаванию стоит не спеша и спокойно. В первое время стараемся, чтобы проявились плавательные рефлексы, которые начинают угасать после рождения, если ребенок не занимается плаванием.

Поначалу держим малыша обеими руками: одна рука поддерживает головку и верхнюю часть спины, а другая — область груди (в положении и на спине, и на животе).

Следите за тем, чтобы тело ребенка находилось в воде, сохраняя горизонтальное положение.

Занятия начинаются со скольжения по поверхности воды (вдоль ванны, восьмеркой) и покачивания. Ушки у малыша могут быть в воде, при плавании на груди поддерживайте подбородок, чтобы в рот не попала вода.

Когда заметите появление гребных движений, одну руку можно убрать. Теперь вы поддерживаете только голову малыша.

Это создает условия для свободного движения руками и ногами при плавании в положении на животе и спине.

Если малыш с удовольствием занимается в воде, можно начинать учить его задерживать дыхание: полейте головку и лицо ребенка водой, захваченной рукой из ванны. Малыш закроет глаза и на две-три секунды задержит дыхание. Повторяйте на каждом занятии по 3 – 4 раза.

Когда ребенок уже достаточно тренирован, научится задерживать дыхание и овладеет навыком грести руками, можно приучать малыша к самостоятельному плаванию. Но это тема для отдельного разговора, а пока ваша главная цель — просто подружить кроху с водой.

Предлагаемый нами комплекс упражнений предназначен для самостоятельного выполнения дома. 

  • Плавание на спине. При этом одной рукой взрослый поддерживает затылок ребенка, другая рука находится у него под спинкой. Совершаются линейные, зигзагообразные движения вперед-назад, с отталкиванием ножками от краев ванны.
  • Плавание на животе. До того момента, пока ребенок не научился хорошо держать голову, ему поддерживают голову и шею с двух сторон. Деток постарше в положении на животе поддерживают одной рукой под подбородок (по типу «ковша»), другой рукой удерживают тельце.
  • Плавание на боку. Голова и туловище ребенка располагаются на предплечье одной руки взрослого, второй рукой удерживается ручка малыша.
  • Дети постарше могут ходить, подпрыгивать в ванной при поддержке взрослым под мышками.

Не забывайте, что самое главное в занятиях аквагимнастикой (как и любой другой) — сочетание пользы и удовольствия, поэтому не старайтесь делать «как надо», прислушивайтесь к пожеланиям своего малыша, импровизируйте и просто радуйтесь минутам такого приятного общения. Если вы не будете излишне напряжены — ваши движения станут мягкими и уверенными, малыш не будет проявлять беспокойства, а упражнения будут приносить лишь положительные эмоции вам обоим.

Другие виды детской гимнастики

Вот вы и познакомились с самыми надежными и проверенными методиками. Однако есть еще несколько видов гимнастики, которые могут быть у родителей на слуху: это бэби-йога, динамическая гимнастика и мама-йога. 

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

В первом случае речь идет о мануальной практике избавления от возможных родовых травм в первые две недели после рождения ребенка, которая осуществляется только высококвалифицированным специалистом.

Вторая является набором акробатических упражнений, направленных на коррекцию мышечного тонуса и развитие координации и вестибулярного аппарата; обучение проходит на специальных занятиях с инструктором.

В третьем случае речь идет о маминых занятиях йогой в присутствии малыша с небольшим количеством асан, в которых малыш может участвовать, не испытывая никакой физической нагрузки, а просто поддерживая контакт с мамой. 

Таким образом, все эти виды гимнастики нельзя делать дома без подготовки. Если вы проявляете интерес к этим видам физической активности и настроены их опробовать, предварительно проконсультируйтесь с педиатром, неврологом и хирургом-ортопедом, взвесьте все «за» и «против» и пройдите обучение у сертифицированного инструктора.

Движение — это жизнь! И огромная радость

Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка.

Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов.

И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.

Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив. 

Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!

Статья на нашем канале Яндекс Дзен

Результативная лечебная гимнастика для детей: назначение и цели ЛФК

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

Эти лечебные упражнения в основном направлены на коррекцию осанки и рассчитаны на детей 3-6-летнего возраста. Кроме того, эта физическая нагрузка может выступать в качестве профилактики рахита, сколиоза, плоскостопия и прочих недугов. Также она помогает предупредить проблемы с желудочно-кишечным трактом и ряд других заболеваний внутренних органов.

Для выполнения данного упражнения необходимо лечь на спину, взять в руки гимнастическую палку и вытянуть руки вертикально вверх. Далее ребенку следует поднять ноги, перебросить их через спортивный снаряд и вернуть в начальное положение. Выполнить не менее 13-15 повторений.

Читайте также:  Реабилитация профессиональных спортсменов

Элемент выполняется из следующего горизонтального положения: ребенок лежит на спине и поднимает сомкнутые ноги вертикально вверх. После чего следует попросить малыша ногами рисовать в воздухе какие-либо предметы, например те, которые несет на спине ежик. Пусть ребенок как можно подробнее прорисует все детали. Упражнение можно практиковать до тех пор, пока ребенок не начнет уставать.

Меняем локацию: ребенок переворачивается на живот и взмахами верхних и нижних конечностей имитирует движения пловца. При этом и ноги, и руки можно слегка отрывать от пола.

Взрослому необходимо задавать различные ситуации, например, «на пути к другу собачка увидела реку» или «зайчик участвует в соревнованиях по плаванию и старается победить».

Упражнение выполняется до первых признаков усталости ребенка.

Занимаем начальную позицию — ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки на талии. Дайте задание малышу сделать круг по комнате, ступая только на пяточках («Зайка старается не замочить носочки в луже»), затем на носочках («Зайка как можно тише крадется мимо дома лисички»), далее попеременно на внутренней и внешней стороне стоп («Мишка косолапый идет по лесу»).

К ЛФК следует приступать только после консультации с лечащим врачом, это особенно касается пациентов со следующими недугами:

  • выраженными нарушениями психики;
  • сердечно-сосудистой недостаточностью;
  • нарушением сердечного ритма и мозгового кровообращения.

Во время простуды, особенно с повышенной температурой тела, или же с обострением хронического заболевания, гимнастикой заниматься не рекомендуется.

Чтобы лечебные упражнения дали положительный результат, ребенок должен заниматься активно и с удовольствием. Поэтому очень важно правильно организовать занятия. Тренировки должны быть регулярными, интересными, посильными и с постепенным повышением нагрузки. Все это позволит малышу быстро адаптироваться и с радостью ожидать каждого следующего тренинга.

Комплексы массажа и гимнастики для детей

Детям на протяжении первого года жизни показаны 5 комплексов массажа и гимнастики, которые учитывают все физиологические особенности этого возраста. Для детей 1-3 лет разработаны особые 3 комплекса упражнений, которые способствуют развитию у них движений.

Первый комплекс (возраст 1,5-3 мес.)

  • Массаж ручек и ножек (поглаживание).
  • Рефлекторные упражнения – выкладывание на животик и ползание.
  • Массаж спины и живота в виде поглаживаний.
  • Растирание стоп.
  • Рефлекторное разгибание и сгибание стоп.
  • Разгибание позвоночника – проводится на левом и правом боку (рефлекторное упражнение).

Второй комплекс (возраст 3-4 месяца)

  • Массаж ручек (поглаживание).
  • Пассивное скрещивание ручек на груди.
  • Массаж нижних конечностей (растирание, поглаживание, разминание).
  • Массаж спинки (разминание и поглаживание).
  • Активно-пассивное упражнение – поворот вправо со спинки на живот.
  • Рефлекторное упражнение – положение «пловца».
  • Массаж (растирание и поглаживание) живота.
  • Массаж (похлопывание и растирание) стоп.
  • Рефлекторные упражнения для стоп.
  • «Бокс»  — пассивное разгибание и сгибание ручек.
  • Массаж грудной клетки (вибрационный).
  • Поворот влево со спинки на живот.

Для всех упражнений исходное положение – горизонтальное.

Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев)

  • Скрещивание ручек на груди.
  • Массаж ножек.
  • Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения  («скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик.
  • Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
  • Массаж животика.
  • Рефлекторное «парение» на животе.
  • Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
  • Массаж стоп и упражнение для них.
  • Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
  • Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
  • Рефлекторное «парение» на спине.
  • Поворот влево со спинки на живот.
  • Массаж (вибрационный) грудной клетки.

Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.

Четвертый комплекс (возраст 6-10 месяцев)

  • Скрещивание ручек на груди при поддержке за кольца.
  • Попеременное и совместное сгибание ножек и их разгибание (так называемые «скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик без поддержки за ручку.
  • Массаж животика, спинки.
  • Ползание.
  • Присаживание малыша с поддержкой за отведенные в стороны ручки.
  • Пассивное поднятие выпрямленных ножек.
  • Круговые движения ручками.
  • Активное упражнение — напряженное выгибание.
  • Поворот влево со спинки на животик.
  • Активное упражнение – приподнимание туловища (положение на животе), поддерживая дитя за выпрямленные ручки.
  • Присаживание с поддержкой за ручки, которые разводят на ширину плеч (активное упражнение).

Все упражнения этого комплекса выполняются в горизонтальном исходном положении за исключением упражнения «бокс» (его в 8-месячном возрасте, когда ребенок уверенно сидит без опоры, можно выполнять в исходном положении сидя).

Пятый комплекс (возраст 10 месяцев – 1 год 2 месяца)

  • Сгибание и разгибание ручек («бокс») с кольцами стоя или сидя.
  • «Скользящие шаги».
  • Массаж спины.
  • Поворот в одну и другую сторону со спинки на живот.
  • Поднятие тела вертикально из положения на животике, при этом дитя поддерживается за ручки.
  • Наклон и выпрямление туловища.
  • Поднятие до палочки выпрямленных ножек.
  • Массаж живота.
  • Присаживание, поддерживая при этом за разведенные на ширину плеч ручки (с палочкой).
  • Приседание, поддерживая дитя за ручки с кольцами.
  • Напряженное выгибание.
  • Круговые движения ручками с кольцами.
  • Присаживание самостоятельное, с фиксацией коленок, или при поддержке малыша за одну ручку.

Упражнения 3, 4,7, 8, 9 выполняются в горизонтальном исходном положении.

Выполнение 10 и 13 упражнений проходит по речевой инструкции.

Шестой комплекс (возраст 1 год 2 мес. – 1 год 6 мес.)

  • Сгибание ручек и их разгибание с кольцами. Выполняют с помощью взрослого в исходном положении стоя на полу.
  • Приседание (ребенок стоит на полу).
  • Поднятие до палочки выпрямленных ножек (исходное положение — лежа на полу).
  • Дитя пролезает через обруч, лежа на животике.
  • Ходьба по ребристой поверхности (к примеру, массажный коврик).

Седьмой комплекс (возраст 1 год 6 мес. – 2 года)

  • Ходьба между двумя палками, веревками, по краю коврика или начерченной мелом дорожке и т.п. Ширину такой дорожки постепенно сужают, начиная с 30-25 см и до 10-5 см.
  • В лежачем положении на полу носками прямых ног нужно достать обруч или из стоячего положения достать предметы, которые лежат на полу, при этом не сгибать колени.
  • Проползти под обруч, скамейку, стул, палку и т.п., прогибая спину.
  • Вытянуть ручки вверх и, держась за обруч или палочку, присесть, а затем подняться на носочки («какие мы маленькие и большие»).
  • Покатать ногой карандаш, палочку и т.п., сидя на стуле.
  • Перешагнуть через несколько предметов на полу, расстояние между которыми 20-30 см.

Гимнастику нужно проводить каждый день, через 30-40 мин. после завтрака, также можно провести занятие после сна малыша в дневное время. Форма одежды – майка и трусы. Упражнения выполняются на коврике босиком, при этом обязательно нужно открыть форточку или фрамугу.

Длительность занятия – 10-12 минут. Для данного комплекса гимнастики нужно иметь две скакалки или веревки (длина 1-1,5 м), обруч (диаметр 45-50 см), палочка (диаметр 2,5 см, длина 40-50 см), брусочки, кубики, кегли и т.п.

Восьмой комплекс (возраст 2-3 года)

  • Ходьба вдоль палочки, веревки или по дорожке, ширина которой колеблется в пределах 5-10 см.
  • Достать предметы, лежащие на полу, при этом, не сгибая колени.
  • Поднять голову и в лежачем положении посмотреть на игрушку, которая лежит на стульчике или приподнята на высоту 25-30 см.
  • Перешагнуть через карандаши, палочки, кубики, которые располагаются друг от друга на расстоянии 20-30 см.
  • Пролезать через палку, веревку, в обруч, под скамейку или стульчик, прогибая при этом спину.
  • Поднять пальцами ног карандаш, лежащий на полу.

Проводят занятия через день или ежедневно, спустя примерно полчаса после завтрака или дневного сна. Занятия длятся 12-15 мин, ребенок при этом одет в майку и трусы. Все упражнения выполняются на коврике босиком, при этом нужно держать открытой форточку или фрамугу.

Для занятий нужны скакалка или веревка, обруч (диаметр 45-50 см), палка (длина 1-1,5 м, диаметр – 2, 5 см), мяч, кубики, кегли, брусочки.

Лечебная гимнастика для детей раннего возраста

Примерные комплексы массажа и гимнастики для детей от 0 до 3-х лет

Первый комплекс (для детей от 1,5 до 3-х месяцев)

  1. Массаж рук (поглаживание).
  2. Массаж ног (поглаживание).
  3. Выкладывание на живот — упражнение рефлекторное.
  4. Массаж спины (поглаживание).
  5. Ползание — упражнение рефлекторное.
  6. Массаж живота (поглаживание).
  7. Массаж стоп (растирание).
  8. Упражнение для стоп (сгибание и разгибание рефлекторное).
  9. Разгибание позвоночника   на   правом   и  левом  боку  — рефлекторное. 

Второй комплекс (для детей от 3 до 4 месяцев)

  1. Массаж рук (поглаживание).
  2. Скрещивание рук на груди — упражнение пассивное.
  3. Массаж ног (поглаживание, растирание, разминание).
  4. Поворот со спины на живот вправо — упражнение  пассивно-активное.
  5. Массаж спины (поглаживание и разминание).
  6. «Положение пловца» — упражнение рефлекторное
  7. Массаж живота (поглаживание и растирание).
  8. Массаж стоп (растирание и похлопывание).
  9. Упражнения для стоп рефлекторные.
  10. Сгибание и разгибание рук («бокс») упражнение пассивное.
  11. Вибрационный массаж грудной клетки.
  12. Поворот со спины на живот влево.

Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.

Третий комплекс (для детей от 4 до 6 месяцев)

  1. Скрещивание рук на груди.
  2. Массаж ног.
  3. «Скользящие шаги»  —  имитация  велосипедных  движений  — упражнение пассивное.
  4. Поворот со спины на живот вправо.
  5. Массаж спины (поглаживание, разминание, похлопывание).
  6. «Парение на животе» — упражнение рефлекторное.
  7. Массаж живота.
  8. Приподнимание головы  и  туловища  при  поддержке за руки, отведенные в стороны — упражнение активное.
  9. Массаж стоп.
  10. Упражнение для стоп.
  11. «Бокс» (сгибание и разгибание рук).
  12. Сгибание и  разгибание  ног  вместе   и   попеременно   — упражнение пассивное.
  13. «Парение» на спине — упражнение рефлекторное.
  14. Вибрационный массаж грудной клетки.
  15. Поворот со спины на живот влево.
Читайте также:  Лечебные грязи-метод лечения натуральными природными факторами

Исходное положение для всех приемов — горизонтальное.

Четвертый комплекс (для детей от 6 до 10 месяцев)

  1. Скрещивание рук на груди, держась за кольца.
  2. Скользящие шаги  (сгибание  и  разгибание  ног  вместе  и попеременно).
  3. Поворот со спины на живот вправо без поддержки за руку.
  4. Массаж спины.
  5. Ползание.
  6. Массаж живота.
  7. Присаживание при  поддержке  за  обе  руки,  отведенные  в стороны.
  8. Круговые движения руками.
  9. Поднятие выпрямленных ног — упражнение пассивное.
  10. Напряженное выгибание — упражнение активное.
  11. Поворот со спины на живот влево.
  12. Приподнимание туловища   из   положения  на  животе  при поддержке за выпрямленные руки — упражнение активное.
  13. Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч — упражнение активное.
  14. Массаж грудной клетки.

Исходное положение для всех приемов  —  горизонтальное,  кроме  упражнения «бокс», которое после 8 месяцев (овладение сидением без опоры) можно выполнять из исходного положения сидя.

Пятый комплекс (для детей от 10 месяцев до 1 года 2-х месяцев)

  1. «Бокс»  (сгибание  и  разгибание  рук), сидя или стоя с кольцами.
  2. «Скользящие шаги».
  3. Поворот со спины на живот в одну и другую сторону.
  4. Массаж спины.
  5. Поднимание тела из положения на  животе  до  вертикального положения при поддержке ребенка за руки с кольцами.
  6. Наклоны туловища и выпрямление.
  7. Массаж живота.
  8. Поднятие выпрямленных ног до палочки.
  9. Присаживание при поддержке за руки,  разведенные на ширину плеч, с палочкой.
  10. Напряженное выгибание.
  11. Приседание при поддержке за руки с кольцами.
  12. Присаживание при поддержке за одну руку или самостоятельно с фиксацией колен.
  13. Круговые движения руками с кольцами.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 2 месяцев до 1 года 6 месяцев (комплекс N 6)

  1. Сгибание и разгибание рук с кольцами (для рук и  плечевого пояса). Выполняется с мамой. Исходное положение — стоя на полу.
  2. Поднятие выпрямленных ног до палочки (для брюшного пресса).

   Выполняется лежа на полу.

  1. Приседание (для сгибателей и разгибателей ног). Выполняется стоя на полу.
  2. Пролезание на животе через обруч (для спины,  позвоночника  и  ног).
  3. Ходьба по ребристой поверхности,  например  по  массажному коврику.

Примерный комплекс гимнастики для детей от 1 года 6 месяцев до 2-х лет (комплекс N 7)

  1. Ходьба по дорожке,  начерченной  мелом,  или  между  двумя веревками,  между палками,  по краю коврика и т. п. Ширина дорожки постепенно сужается: от 30-25 см до 10-5 см.
  2. Лежа на полу, на спине, достать обруч носками выпрямленных ног или из положения стоя достать лежащие  на  полу  предметы,  не сгибая колени.
  3. Проползти под стул, скамейку,  палку,  в  обруч  и  т.  д. (прогнуть спину).
  1. Держась за  палочку  или  обруч,  вытянуть  руки  вверх  и подняться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»).
  2. Сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш и т. п. Перешагнуть через  1-2-3  предмета  на  полу  (расстояние  между предметами 20-30 см).

       Гимнастика проводится  ежедневно,  спустя  30-40  минут  после завтрака или сразу после дневного сна.

       Форма одежды  — трусы и майка.  Выполняются упражнения босиком на коврике, обязательно при открытой фрамуге, форточке.

  •        Продолжительность занятий 10-12 минут.
  •        Для проведения занятий необходимы две веревки или две скакалки (длиной  1-1,5  м),  палочка (длиной 40-50 см,  диаметром 2,5 см), обруч (диаметром 45-50 см), кегли, кубики, брусочки и т. п)
  • Примерный комплекс гимнастики для детей от 2 до 3-х лет (комплекс N 8)

       Занятия проводятся ежедневно или через день, через 30-40 минут после завтрака или сразу после дневного сна.  Длительность занятий 12-15  минут.  Форма  одежды — трусики и майка.  Ребенок выполняет упражнения босиком, на коврике при открытой форточке.

       Для занятий  необходима  бельевая веревка или скакалка,  палка длиной 1-1,5 м, диаметром 2,5 см, обруч диаметром 45-50 см, кегли, кубики, брусочки, мяч.

  1. Ходьба по дорожке шириной  10-5  см  (или  вдоль  веревки, палочки).
  2. Стоя на полу, достать лежащие предметы, не сгибая колени.
  3. Лежа, поднять голову и посмотреть на игрушку,  приподнятую на высоте 25-30 см (лежащую на стульчике).
  4. Перешагивать через  кубики,  карандаши на расстоянии 20-30 см.
  5. Поднимать пальцами ног лежащий на полу карандаш.
  6. Пролезать под стульчик, скамейку,  через веревку, палку, в обруч (прогнуть спину)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

для детей  группы  риска в возрасте от 1,5 месяцев до 1 года 2 месяцев  (страдающих  рахитом,  гипотрофией, реконвалесцентов,  с факторами  риска по частым заболеваниям).  Детям старше 14 месяцев данный комплекс рекомендуется при подготовке к яслям и  в  периоде адаптации (комплекс N 9).

  1. Массаж рук.
  2. Скрещивание рук на груди.
  3. Массаж ног.
  4. «Скользящие шаги».
  5. Поворот со спины на живот вправо при поддержке за руку.
  6. Массаж спины.
  7. Массаж живота.
  8. Сгибание и разгибание рук.
  9. Сгибание и разгибание ног.
  10. Повороты со спины на живот влево.
  11. Массаж стоп.
  12. Поднятие выпрямленных ног.
  13. Массаж грудной клетки.

Групповая программа коррекции "Здоровые спинки"

Правильная осанка залог здорового развития любого ребенка. Ее главная составляющая – здоровый позвоночник, который отражает степень общего развития детей и подростков. Осанка формируется с самого раннего детства, поэтому следует особо внимательно относиться к малышам в возрасте до 3 лет.

Нарушение осанки у детей дошкольного возраста – проблема распространенная и встречается у 17-20% всех детей младше 7 лет. Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц и сниженным общим тонусом организма.

Начав ходить в школу, ребенок вынужден большую часть своего времени сидеть на одном месте в одной и той же позе. Активность при этом падает почти на пятьдесят процентов.

Сегодня дети стали меньше двигаться, чаще предпочитая играм на свежем воздухе просмотр телевизора и электронные гаджеты.

Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов, и могут привести к самым серьезным осложнениям и болезням.

Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках. «Плохая» осанка — это или проявление болезни, или состояние предболезни.

К последствиям «не вылеченной», «плохой» осанки относятся также сердечная и легочная недостаточность, остеохондроз, сколиоз, межпозвонковая грыжа.

Лучшим способом избежать нарушений осанки является их профилактика

В основе консервативного лечения, которые обычно используются для исправления осанки у маленьких детей, лежит формирование полноценного мышечного корсета, устранение провоцирующих факторов, выработка привычки ровно держать спину.

Один из главных методов лечения нарушений осанки и заболеваний позвоночника является лечебная гимнастика, которая позволяет при правильно подобранном комплексе упражнений решить большое количество проблем, возникающих при нарушениях опорно-двигательного аппарата.

Все упражнения необходимо выполнять в соответствии с методическими указаниями, разработанными специалистами на основании диагностики и медицинского осмотра.

Неправильное положение тела или неверное выполнение движений часто переносит нагрузку с мышц, которые необходимо нагрузить, на другие мышечные группы, приводя к ухудшению состояния.

Общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применяют независимо от индивидуальных особенностей нарушений осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирают индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб.

Проблема нарушений осанки решаема, если родители будут серьезно относиться к ней начиная с самых первых месяцев жизни малыша и вплоть до того времени, пока ребенок не закончит школу.

Заниматься лечебной гимнастикой необходимо регулярно, четко понимая, на какие мышцы необходимо давать нагрузку и в каком количестве

Для этого:

  • Консультация врача-невролога или врача-ортопедапозволит определить степень выраженности нарушения опорно-двигательного аппарата
  • Компьютерно-оптическая диагностикапозволит выявить нарушение состояние постуральных мышцы, поддерживающих позвоночник в вертикальном положении.
  • Консультация врача лечебной физкультуры(ЛФК)позволит определить нарушение функций отдельных мышц и мышечных групп, какие мышцы нуждаются в нагрузки, а какие наоборот, надо расслаблять.

Таким образом:

1Групповые занятия, с целенаправленным воздействием на нуждающиеся в нагрузке мышечные группы, в игровой форме, в течении 30 минут, будут способствовать коррекции и профилактики нарушений опорно-двигательного аппарат, формированию навыка правильной осанки.

Воздействие оказывается комплексно на все отделы позвоночника, на мышцы ног, рук и свода стопы. Изолированные движения позволят улучшить функцию мышцы, их силу, эластичность.

Коррекционные подвижные игры позволят в непринужденной обстановке заниматься с радость и желанием.

2Консультации врачей ЛФК и ортопеда-травматолога позволяют проследить за динамикой процесса и оперативно вносить изменения в программу занятий.

«Занимайтесь с удовольствием и пользой для здоровья спинок!»

Московские центры В.И.Дикуля

В стоимость консультации входит:
Консультация врача-ортопеда
Компьютерно-оптическое сканирование мышечного корсета
Консультация врача лечебной физкультуры
Крылатское Марьино
Абонемент на 1 месяц 6 000 рублей 6 000 рублей
В программу входит:
Осмотр врача лечебной физкультуры (1 раз в месяц или по показаниям)
Компьютерно-оптическое сканирование мышечного корсета (1 раз в месяц для контроля динамики)
Занятия проходят 2 раза в неделю
Расписание занятий Лосиный остров
1 занятие 1 000 рублей

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *